ru

Новости

24 Октября 2019

ОПОРА РОССИИ выдвинула ряд предложений, направленных на оптимизацию и упрощение госзакупок

Президент «ОПОРЫ РОССИИ» Александр Калинин в Совете Федерации принял участие в обсуждении вопросов совершенствования законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.


«Государственные и муниципальные закупки во многом определяют эффективность работы всех органов власти, а значит, напрямую влияют на качество жизни граждан», – заявила Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко в начале своего выступления. Через эту систему распределяются значительные финансовые ресурсы. Только в прошлом году суммарный объём контрактов составил около семи триллионов рублей, а с учетом корпоративных закупок сумма превышает 30 триллионов рублей, то есть почти треть ВВП страны».

Валентина Матвиенко подчеркнула, что за последние годы проделана немалая работа по совершенствованию контрактной системы. Вместе с тем, действующую сегодня систему закупок трудно назвать эффективной. «Уровень конкуренции низкий, количеству выявляемых нарушений нет числа. И если процедурный контроль в сфере закупок налажен неплохо, то контроль содержательных результатов существенно отстаёт».

Председатель СФ высказала убеждение, что повысить уровень конкуренции позволит разумная оптимизация способов конкурентных закупок и предложила рассмотреть вопрос об упрощении и сокращении сроков закупочных процедур в сфере строительства и капитального ремонта.

«Бизнесу нужны предсказуемые и стабильные условия работы, а гражданам повышение качества жизни. Сейчас это главные, стратегические задачи, которые поставил Президент России. И контрактная система должна быть нацелена на их решение», – подчеркнула Валентина Матвиенко.

В ходе парламентских слушаний «ОПОРА РОССИИ» выдвинула ряд предложений направленных на оптимизацию и упрощение государственных закупок, как для заказчиков, так и для предпринимателей.

«Одним из инструментов привлечения малого бизнеса в государственные закупки является практика проведения закупок малого объема через электронные магазины. В настоящее время только 15% от общего объема закупок федеральных заказчиков осуществляется в ЕАТ, 85% закупок производится вне ЕАТ, то есть с использованием других способов закупки и магазинов. Таким образом, практика использования единственного агрегатора торгов на федеральном уровне показывает свою неэффективность на рынке малых закупок», – заявил Президент «ОПОРЫ РОССИИ» Александр Калинин.

«На наш взгляд, в период нацеленности на цифровую экономику, конкуренция должна развиваться, в том числе, и на цифровых рынках. Развитие и повышение эффективности использования цифровых технологий возможно только на конкурентных началах. Предлагаем утвердить в качестве электронных магазинов для проведения закупок малого объема электронные площадки, операторы которых соответствуют требованиям законодательства о контрактной системе», – считает глава Организации.

Отдельно остановился Александр Калинин на проблеме внесения в список недобросовестных поставщиков предпринимателей, которые не имели умысла уклониться от заключения государственного контракта или его неисполнения.

«Включение в реестр представляет собой санкцию за недобросовестное поведение победителя торгов. Однако в настоящее время в него легко попадают и те предприниматели, которые допустили в ходе подготовки к участию в закупке технические ошибки в документации. На наш взгляд, сотрудники ФАС России должны рассматривать спорные ситуации между заказчиками и исполнителями не по наличию формальных признаков нарушения, а на предмет недобросовестного поведения исполнителя и умышленного уклонения от исполнения или заключения контракта», – отметил Президент «ОПОРЫ РОССИИ»

«В целях повышения доступности системы государственного заказа и заказа у госкомпаний, предлагаем повысить квоту закупок у малого бизнеса. С 1 января 2020 года планируется повышение квоты закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства в рамках 223-ФЗ до 20%. На наш взгляд, необходимо аналогичное увеличение квоты до 20% и в рамках 44-ФЗ с последующим ежегодным увеличением до 25% к 2025 году», – считает Александр Калинин.

Председатель Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Николай Журавлев напомнил, что в апреле 2019 г. контрактная система прошла пятилетний рубеж. Анализ за этот период демонстрирует необходимость упрощения процедур закупок, исключения избыточных требований к действиям заказчика, изменения подходов к нормированию отчетности и контроля. «В апреле 2019 года мы приняли закон, которым уже введены существенные изменения, в том числе сокращение срока для изменения план-графика, запрет на выплату аванса участнику закупки, предложившему цену на 25 процентов ниже начальной, упрощение процедуры изменения строительных контрактов, что особенно важно для исполнения нацпроектов», — сообщил парламентарий.

Заместитель Министра финансов РФ Алексей Лавров представил концепцию реформы контрактной системы. Он отметил, что к настоящему времени была завершена сложная реформа полной электронизации всех закупочных процедур, установлено прямое взаимодействие между электронными площадками и с банками, введены спецсчета и новая финансовая модель. Именно эта система как технологический базис позволяет перейти к следующему этапу изменений в контрактной системе.

В обсуждении также приняли участие председатель Комитета СФ по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова, председатель Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Олег Мельниченко, члены Совета Федерации, руководитель Федерального казначейства Роман Артюхин, аудитор Счетной палаты РФ Алексей Каульбарс, представители Федеральной антимонопольной службы, законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, электронных торговых площадок, научного и экспертного сообщества.

Подпишитесь на Telegram-канал
«ОПОРЫ РОССИИ»