Малый бизнес зовут к сотрудничеству

16 Июня 2022

Санкции и вызванный ими разрыв спроса и предложения в экономике вернули интерес государства к сектору МСП и его деятельности. Если ранее власти транслировали малому бизнесу универсальный подход, по которому государство брало на себя обеспечение в секторе общих правил игры (доступ к финансированию, госзаказу, льготам и условия конкурентной борьбы), в остальном полагаясь на «руку рынка», то в среду, 15 июня, на МСП-форуме в рамках ПМЭФ и первый вице-премьер Андрей Белоусов, и отраслевые чиновники дали понять, что у власти, госзаказчиков и рынка в целом появилась как минимум потребность в эффективном поиске данных о том, что производят и какие потребности могут удовлетворить малые компании.

7ed4badf.jpg

Ключевой темой форума малого и среднего предпринимательства (МСП), прошедшего в первый день Петербургского международного экономического форума, стал поиск новой стратегии развития сектора МСП. Действующая стратегия, которую чиновники бодро представляли год назад на этом же форуме, в условиях санкций де-факто признана неактуальной.

Напомним, после COVID-19 правительство рассчитывало расширить охват МСП универсальными мерами поддержки — этому должны были способствовать перезагрузка институтов развития и выстраивание на их базе системы поэтапного выращивания из малого бизнеса крупного. Вся конструкция при этом базировалась на цифровизации предоставления этой помощи и процесса взаимодействия государства и бизнеса. В остальном Белый дом рассчитывал на системные механизмы — финансирования МСП, обеспечения конкуренции, расширения доступа к госзаказу и снижения административной нагрузки на бизнес за счет отказа от избыточных требований и отчетности. Все эти меры, как следовало из дискуссии в среду, так или иначе продолжат действовать, но будут подвергнуты инвентаризации.

Новый диалог власти и малого бизнеса показал появление взаимного интереса: в условиях санкций и разрыва цепочек МСП по крайней мере отчасти могли бы заменить крупным компаниям «выпавшие» поставки — однако для этого те и другие должны найти и адаптироваться друг к другу.

Пока доля производственного малого бизнеса в российской экономике критически мала — 5,5–6%, в результате МСП не способны покрыть выросший спрос на фоне дефицита товаров, сырья и комплектующих. «Почему проблема с импортозамещением — нет питательной среды (малого бизнеса.— “Ъ”), которая может заместить сырье, материалы, комплектующие, произвести, создать… европейские МСП нам на помощь не придут, это должны быть российские компании»,— объяснял в среду первый заместитель главы Минпромторга Василий Осьмаков. Пока Минпромторг де-факто вручную занимается встраиванием МСП в цепочки поставок крупных компаний, стыкуя поставщиков и заказчиков. Запрос последних на импортозамещение продолжает расти, поэтому необходимо вкладываться в новую индустриализацию. Отчасти поддержать МСП предлагается за счет перезагрузки Фонда развития промышленности (ФРП) и облегчения доступа к его программам финансирования (сейчас 25% портфеля ФРП приходится на МСП).

Сам бизнес декларирует готовность участвовать в удовлетворении потребностей крупных компаний. Однако и новая стратегия развития сектора должна адаптироваться к этой задаче: глава «ОПОРЫ РОССИИ» Александр Калинин предложил сконцентрировать ее на отраслевой поддержке и внедрить программы и КПЭ по развитию МСП во всех отраслевых министерствах. Отдельных мер поддержки потребуют, по его оценкам, промышленные, IT, сельскохозяйственные и туристические МСП. При этом в «Опоре России» признают — заменить все импортные поставки невозможно, предлагая отказаться от таких попыток.

WhatsApp Image 2022-06-16 at 08.32.40.jpeg

Курирующий развитие МСП первый вице-премьер Андрей Белоусов предпочел эмоциональное выступление: «Мы должны сменить стратегию поддержки малого бизнеса с "приказано выжить" на "приказано заработать". Создать для этого условия».

При этом пересмотр подхода заключался в инвентаризации мер поддержки, продолжении мер дерегулирования и помощи малому бизнесу в освоении новых видов деятельности, в том числе цифровых. Де-факто такой подход может облегчить и дисбаланс спроса и предложения — вывод малого бизнеса в «цифровое пространство» маркетплейсов сократит издержки на поиски заказчиками и поставщиками друг друга в условиях нынешней неопределенности.

Источник: Коммерсантъ

Фото: ТАСС

Оставить комментарий
Другие новости

Налоги выселяются из гостиниц: отельеры просят обнулить НДС на допуслуги

Отельеры, получившие право не выплачивать пять лет НДС от выручки, получаемой за размещение гостей в номерах, посчитали эту меру господдержки недостаточной. Теперь участники рынка, ссылаясь на заметное сокращение загрузки объектов, просят власти освободить их от налогов за дополнительные услуги, включая питание, обслуживание в тренажерных залах, аренду конференц-залов. Доля этих услуг в общей выручке гостиниц может достигать 50%. Если это предложение будет принято, то бизнес сможет экономить до 10 млрд руб. в год. Но эксперты пессимистично оценивают шансы на дополнительные преференции отельерам, так как власти сейчас вынуждены в срочном порядке решать проблемы системно значимых отраслей.


27 Июня 2022

Автобусные парки попросили МВД убрать излишние требования при размещении рекламы на кузове

Частные автобусные парки попросили исключить излишние требования при размещении транзитной рекламы на кузовах транспортных средств. Об этом говорится в письме руководителя бизнес-объединения «ОПОРА РОССИИ» Александра Калинина в адрес главы МВД Владимира Колокольцева.

27 Июня 2022

Сибирское зерно мечтает о загранпоездках

«ОПОРА РОССИИ» со ссылкой на обращение аграриев Сибирского федерального округа написала письмо в профильный комитет Совета федерации с просьбой решить проблему вывоза избыточного зерна из региона. Сибирские сельхозпроизводители констатируют высокий профицит зерна в округе — его экспорту и внутрироссийской транспортировке мешают высокие тарифы и введенные правительством ограничения.

24 Июня 2022
Подпишитесь на Telegram-канал
«ОПОРЫ РОССИИ»