комитет по Новости

Меню раздела

Меры поддержки предприятий агропромышленного комплекса обсудили на заседании Комитета «ОПОРЫ РОССИИ» по сельскому хозяйству

На протяжении всего периода ограничений, введенных в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, «ОПОРА РОССИИ» направляет предложения по мерам поддержки различных отраслей с учетом интересов членов организации. Сельскохозяйственная отрасль не является исключением: Комитет «ОПОРЫ «РОССИИ» по сельскому хозяйству проводит активную работу как по формированию мер поддержки с учетом мнений различных регионов, так и по оперативному реагированию на допущенные нарушения со стороны органов власти.

14 мая в «ОПОРУ РОССИИ» поступил срочный запрос из Аппарата Правительства РФ о ситуации с применением на практике мер поддержки сельскохозяйственной отрасли в связи с распространением новой коронавирусной инфекции для подготовки отчета Председателю Правительства РФ. В целях оперативной подготовки консолидированного мнения Комитета в режиме ВКС состоялось заседание Комитета «ОПОРЫ РОССИИ» по сельскому хозяйству.

В работе заседания приняли участие Первый Вице-президент «ОПОРЫ РОССИИ» Владислав Корочкин, Первый вице-президент «ОПОРЫ РОССИИ» Марина Блудян, Президент Российского Зернового Союза Аркадий Злочевский, Вице-президент Ассоциации «НП «ОПОРА» Владлен Максимов и заместитель председателя Комитета «ОПОРЫ РОССИИ» по сельскому хозяйству Сергей Соколов.

В настоящее время введены следующие меры поддержки сельскохозяйственных предприятий: мораторий на проведение проверок, являющийся общей мерой поддержки всех отраслей, смягчены требования по льготным кредитам, выданным сельхозпроизводителям в рамках соглашений о повышении конкурентоспособности, а также изменениях в механизм возмещения затрат бюджетов субъектов из федерального бюджета по инвестиционным кредитам, выданным в агропромышленном комплексе.

Кроме того, Центральным Банком РФ было рекомендовано кредитным организациям, микрофинансовым организациям, кредитным потребительским кооперативам и сельскохозяйственным кредитным потребительским кооперативам до 30.09.2020 включительно в качестве первоочередной меры, направленной на предотвращение случаев возникновения у субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) просроченной задолженности по договорам кредита или на ее урегулирование, рассматривать реструктуризацию предоставленных им кредитов, в том числе путем предоставления отсрочки по погашению остатка основного долга и процентов, в случае поступления соответствующих заявлений от субъектов МСП. Одновременно с этим в указанных ситуациях рекомендовано не начислять заемщику штрафные санкции за ненадлежащее исполнение договора кредита.

Участники заседания Комитета обсудили информацию о полученной поддержке, степени ее достаточности и проблемы, связанные с ее получением в целях формирования отчета для Аппарата Правительства РФ. Основная проблема в некоторых регионах состоит в отсутствии реальной возможности рефинансирования кредитов, а также получения кредитов на льготных условиях в связи с отказами банков.

Кроме того, участники обсудили предложения по дополнительным мерам поддержки, которые необходимо направить для рассмотрения в Аппарат Правительства РФ. Так, было предложено упростить и сделать более доступными ранее предложенные Правительству РФ меры поддержки бизнеса в сельскохозяйственной сфере в условиях распространения новой коронавирусной инфекции, а также рассмотреть перечень общесистемных, отраслевых и налоговых мер поддержки, а также мер по снижению долговой нагрузки.

Особое внимание члены комитета обратили на установление моратория на введение новых обязательных требований, не связанных с противодействием распространению новой коронавирусной инфекции, соблюдение которых может повлечь за собой издержки для сельскохозяйственных организаций, установление понижения тарифов на оплату электроэнергии, газо- и водоснабжения для предприятий, имеющих статус сельскохозяйственных товаропроизводителей, в том числе крестьянских (фермерских) хозяйств, а также введение запрета до сентября 2020 г. на проведение внеплановых проверок, проводимых государственными органами.

Также Комитетом было принято решение о создании рабочей группы в целях разработки рекомендаций по применению пониженной налоговой ставки НДС 10% в сельскохозяйственной отрасли для последующего направления в уполномоченные органы власти, так как на практике отсутствуют единые критерии и требований к документам, могущим стать основанием для применения пониженной ставки налогообложения налоговыми органами.

Вице-президент Ассоциации «НП «ОПОРА» Владлен Максимов поднял вопрос о проблемах, связанных с ликвидацией нестационарных торговых объектов (НТО), реализующих сельскохозяйственную продукцию.

В настоящий момент, несмотря на сложную и непрогнозируемую ситуацию
последствий пандемии для малой торговли, во многих регионах проходит
ликвидация НТО, реализующих сельскохозяйственную продукцию, в рамках ранее запланированных программ, либо по причине истечения сроков договоров аренды, заключенных на срок менее 1 года, или ранее утвержденные схемы размещения НТО.

Члены Комитета отметили необходимость обращения от «ОПОРЫ РОССИИ» в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации с просьбой разослать в регионы рекомендации воздержаться до конца 2020 года отказаться от подобных действий и рассмотреть возможность пролонгации действующих договоров, срок действия которых истек.

Одной из важных тем обсуждения стал вопрос об ограничительных мерах в отношении экспорта сельскохозяйственной продукции и их последствиях, с которым выступил председатель Российского зернового союза, член «ОПОРЫ РОССИИ» Аркадий Злочевский.

В Комитет «ОПОРЫ РОССИИ» по сельскому хозяйству массово поступают обращения из различных регионов о проблемах, связанных с введенными ограничениями.

Текущая ситуация, при которой в 2020 году сохраняется сравнительно более высокий уровень внутренних цен на пшеницу, ячмень и кукурузу относительно уровня цен, наблюдаемых в аналогичном периоде 2019 года, обусловлена действием нетарифной квоты и спецификой деятельности экспортеров зерна, оформивших неполные таможенные декларации и стремящихся обеспечить экспортные контракты путем закупки зерна по завышенным ценам. Уже в краткосрочном периоде данная ситуация изменится, а новый урожай озимых культур приведет к резкому падению цен и переизбытку зерна на внутреннем рынке.

В отношении запрета на экспорт семян подсолнечника уже сейчас можно отметить, что введение таких ограничений ухудшило репутацию России на внешних рынках и может иметь долгосрочные негативные последствия. После опубликования Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии и до вступления его в силу Россельхознадзором была фактически приостановлена выдача фитосанитарных разрешений в целях экспорта семян подсолнечника, повлекшая за собой возникновение убытков у ряда российский компаний-экспортеров, что послужило основанием для обращения «ОПОРЫ РОССИИ» к руководителю Россельхознадроза.

Кроме того, возник ряд вопросов относительно правовых последствий наложения указанных ограничений на российские компании, особенно в части убытков, понесенных в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств по внешнеэкономическим сделкам, которые Комитет предлагает поставить перед Правительством РФ.

Необходимо отметить, что заметное снижение темпов роста мировой экономики (Международный валютный фонд ожидает, что в 2020 году спад мировой экономики составит 3%) продолжит отрицательно влиять на цены масличных культур и подсолнечного масла (которое, как представляется, недооценено на мировом рынке) в ближайшие месяцы.

В ближайшие недели основным внешним фактором, который будет оказывать негативное влияние на мировую торговлю, останется пандемия COVID-19. Влияние этого фактора на мировую торговлю масличными продолжится по крайней мере до того момента, когда пандемия пойдет на спад, после чего можно ожидать восстановления нормального режима торговли.

По результатам совещания Комитетом было принято решение направить в Правительство РФ письма о сложившейся ситуации, связанной с запретом на экспорт с просьбой не продлевать действующие ограничения на экспорт зерна, установленные в рамках Постановления Правительства Российской Федерации от 31.03.2020 № 385, а также запретом на экспорт семян подсолнечника, установленного в соответствии с решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 31.03.2020 №43.