Владислав Корочкин: "Избыточные требования — это издержки реальных предприятий, исчисляемые триллионами рублей"

22 Января 2016

Темой одного из круглых столов первого дня форума «ОПОРЫ РОССИИ» «МАЛЫЙ БИЗНЕС — НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ?» вновь стали административные барьеры. Подробнее рассказывает Первый вице-президент «ОПОРЫ РОССИИ», председатель Московского областного регионального отделения организации Владислав Корочкин

Общий объем издержек экономики, связанных с необходимостью преодолевать «барьеры», все еще исчисляется триллионами рублей. Несмотря на почти 18 лет, прошедших с момента появления первого указа «о преодолении «административных барьеров» [Указ Президента РФ от 29 июня 1998 года № 730 «О мерах по устранению административных барьеров при развитии предпринимательства»], ясного понимания того, что это такое по своей сути, какими они бывают, все еще нет.

Сегодня административные барьеры все больше ассоциируются с целенаправленным созданием и функционированием псевдо-рынка различных услуг, программных продуктов и оборудования, искусственно навязываемых субъектам предпринимательской деятельности. Устанавливаются многочисленные избыточные «обязательные требования», основная цель которых — принуждение к приобретению, как правило, на полностью или в существенной части монополизированном рынке, того или иного «товара» («услуги», и то, и другое в кавычках), якобы необходимого для обеспечения того или иного вида «безопасности».

Таким образом, административные барьеры — это различные способы «сравнительно честного», основанного на нужном законе (или ином нормативном акте) но, как правило, совершенно необоснованного взимания денег с потребителей, в своей совокупности существенно снижающие конкурентоспособность предприятий, а во многих случаях делающие их полностью нерентабельными.

Конечно, было бы несправедливо не вспомнить имеющиеся успехи в борьбе с этим злом. Они наглядно показывают, что бороться с ними можно. И, в рамках предыдущего этапа административной реформы, для ликвидации наиболее очевидных и обременительных для МСБ барьеров на уровне целого ряда ведомств удалось сделать достаточно много.

Например, Роспотребнадзором в 2009-2014 г.г. было практически упразднено лицензирование отдельных видов деятельности, исключена необходимость повторного получения документов о соответствии требованиям при обороте продукции, с 2010 года отменена выдача всех санитарно-эпидемиологических заключений на все виды продукции; в 3 раза сокращен перечень продукции, подлежащей государственной регистрации. В 5 раз сократилось количество выдаваемых свидетельств о государственной регистрации продукции, более чем в 3 раза сокращены сроки проведения процедур государственной регистрации продукции (с 30 до 8 дней). Значительные успехи достигнуты в ликвидации финансовых издержек предприятий и потерь времени.

И никто сегодня не решится утверждать, что потребитель подвергается дополнительной опасности в результате отмены или существенной либерализации таких обязательных требований и административных процедур.

Первый вывод: все эти требования и процедуры были заведомо излишними.
Второй, ещё более важный: очевидно, что все или, по крайней мере, большинство требований и процедур аналогичного характера и содержания в других сферах государственного регулирования столь же избыточны. Во всяком случае, вероятность этого столь высока, что, вне всякого сомнения, требует соответствующих действий государства и гражданского общества.


Таким образом: 
1. На сегодняшний момент существующие «административные барьеры», основанные на большом количестве избыточных требований, не связанных с обеспечением достаточного уровня безопасности, являются огромным тормозом для развития малого бизнеса, приводят к многомиллиардным издержкам как со стороны предприятий, так и бюджетов. Суммы, направляемые на их «преодоление» и контроль, часто в десятки раз превосходят аналогичные показатели в других странах.

2. Реформа контрольно надзорной деятельности должна начинаться с формирования закрытых списков обязательных требований, предъявляемых к малым компаниям по аналогии с «сheck lists», существующим в странах ЕС. Данный процесс способен связать надзорный/законодательный уровень с уровнем проверок/контролирующих действий. Как показывает передовой опыт некоторых наших близких и дальних соседей, именно такой подход — путь к успеху реформы всей контрольно-надзорной деятельности. 

Для качественного изменения ситуации и снижения потерь экономики страны предлагается:

1. Политическим решением ввести мораторий на введение любых новых требований, отсутствовавших до 1 января 2015 года. Приказным порядком, без согласований с ведомствами, перенести сроки вступления в силу всех принятых до этой даты нормативных актов на 2018 год.

2. Ввести в законодательство по аналогии с некоторыми иными юрисдикциями понятия «суммарной не фискальной нагрузки», соотнеся ее с размерами каждого конкретного предприятия;

3. Ввести оценку любого существующего и вновь устанавливаемых требований в единицах трудозатрат для пересчета в рубли и затраты на их внедрение;

4. Разработать правила установления новых требований в соответствии с принципом «начни с малого», обязав инициаторов показывать, как они повлияют на работу микро, малых и средних компаний и какие суммарные издержки принесут в рублях и человеко-часах;

5. Провести сравнение всех действующих затрат, связанных с обязательными требованиями, существующими в РФ, сравнив их с действующим перечнем обязательных и контролируемых требований и связанными с ними издержками предприятий в ЕС;

6. Сформировать закрытые «контрольные списки» обязательных требований для каждой отрасли и поменять систему контрольных органов в соответствии с полученной здесь матрицей рисков.

Оставить комментарий
Другие новости

Президент "ОПОРЫ РОССИИ" прокомментировал телеканалу РБК новый национальный проект для малого бизнеса, имеющий серьезное значение для всей экономики страны

Ранее глава "ОПОРЫ РОССИИ" принял участие в в заседании президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам, который провел Председатель Правительства Российской Федерации Дмитрий Медведев.

На повестку дня было вынесено обсуждение параметров национальных проектов «Повышение производительности труда и поддержка занятости» и «Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».


18 Июля 2018

Александр Калинин назвал альтернативу росту налоговой нагрузки

Повышение НДС можно компенсировать, отменив с 2019 года налог на движимое имущество, введя понятный и необременительный режим для самозанятых граждан и "заморозив" неналоговые платежи, уверен президент "ОПОРЫ России" Александр Калинин. Об этом он рассказал в интервью "Российской газете".

3 Июля 2018

О каких возможностях нужно знать перед выходом на британский рынок?

Оксана Романчук, член Правления и бизнес-посол «ОПОРЫ РОССИИ» в Великобритании и Северной Ирландии, рассказала, о чем не стоит забывать предпринимателям, планирующим покорить Соединенное Королевство.
3 Июля 2018