Виктор Степанов: "У муниципалитетов нет единого понимания поддержки малого бизнеса"

10 Ноября 2014
Современная экономика - это сложная система, эффективность работы которой зависит от каждой из ее составляющих: бизнеса, некоммерческих и общественных организаций, органов государственного и муниципального управления и пр. "Все эти составляющие должны работать как единый механизм, быть ориентированными на постоянное развитие и совершенствование", - уверен Вице-президент "ОПОРЫ РОССИИ", генеральный директор ООО "РТС-тендер" Виктор Степанов.

Немаловажная роль отводится и органам местного самоуправления (муниципалитетам), так как именно они напрямую соприкасаются с бизнесом на местах и влияют на инвестклимат конкретной территории. Эффективность развития территории обеспечивается на муниципальном уровне как путем грамотного расходования бюджетных средств, так и правильностью мер поддержки малого и среднего бизнеса (МСБ).

Для многих муниципалитетов привлечение инвестиций и взаимодействие с бизнесом - это новая и необычная практика, так как перед ними никогда не ставилась такая задача и они привыкли рассчитывать только на собственные средства муниципального бюджета и поддержку из региональных бюджетов. При этом в муниципальных образованиях, где обеспечена высокая инвестиционная привлекательность, основные экономические показатели выше, чем в аналогичных муниципальных образованиях с низкой инвестиционной привлекательностью. Можно условно разделить муниципальные образования на три группы: города-миллионники; моногорода (города с одним-двумя крупными производственными предприятиями); мелкие муниципальные образования. В первых двух группах инвестпривлекательность и развитие МСБ в какой-то мере обеспечивается за счет большого населения или крупных предприятий. В третьей, наиболее многочисленной группе, работа по повышению инвестпривлекательности и поддержке МСБ должна вестись активнее, так как небольшие районы, города и села не обладают возможностями мегаполисов или производственных центров. На таких территориях особенно важно выстроить корректную систему развития МСБ.

Последние проведенные опросы показали, что среди муниципалитетов нет единого понимания того, каким образом должна проводиться инвестполитика и поддержка МСБ. В сфере муниципальных образований, к сожалению, пока не сформирована как таковая культура повышения инвестиционной привлекательности и развития малого бизнеса. Для того чтобы развить эту культуру и вывести ее на высокий, профессиональный уровень по всей стране, необходимо проводить регулярные мероприятия, на которых специалисты муниципалитетов смогут обсуждать имеющиеся задачи и способы их решения, обмениваться опытом с коллегами, перенимать наиболее успешные практики в этой сфере.

Открытие даже небольших предприятий способствует пополнению местного бюджета за счет налогов, созданию рабочих мест, снижению социальной напряженности за счет повышения экономической активности населения. Показателен пример Саткинского района Челябинской области, в котором было создано автономное муниципальное учреждение "Центр развития предпринимательства", выдающий местным предпринимателям льготные кредиты на развитие бизнеса. Благодаря такой политике более 100 предприятий МСБ получили кредиты почти на 60 млн руб., а количество людей, задействованных в их работе, составляет около 15% от всего населения района.

Необязательно напрямую финансировать новые бизнес-проекты, достаточно создать комфортные условия для их работы - это привлечет в регион частных инвесторов. Доказательство тому - индустриальный парк в Родниковском районе Ивановской области. Используя имеющиеся ресурсы, муниципальные власти района создали территорию, на которой любой желающий может арендовать или построить промышленные объекты. Условия, предлагаемые резидентам парка, включают в себя полностью автономные коммуникации, выгодные тарифы, серьезные налоговые льготы и 2 месяца бесплатной работы. Сегодня в парке зарегистрировано уже более 50 резидентов. За счет удачных решений промышленный рост в Родниковском районе составляет 14% в год, при том, что во всей области этот показатель равен 4%. Другой пример - Вяземский район Хабаровского края, где ежегодно проходит "Сельский инвестиционный форум". Благодаря ему открылось 30 новых предприятий, которые получили более чем 20 млн руб. финансовой поддержки и создали около 150 рабочих мест. Подобных примеров становится все больше, однако пока их все равно недостаточно в масштабах страны.

Текст опубликован в "Российской бизнес-газете"

Оставить комментарий
Другие новости

Вице-президент "ОПОРЫ РОССИИ" Азат Газизов о том, как не оказаться в аутсайдерах в современном мире

В бум цифровой экономики требуются новые компетенции и умения. Система образования не поспевает за стремительным развитием технологий. Любые знания устаревают через 2-3 года. В начале года Всемирный банк представил доклад, в котором обозначил отсутствие непрерывного образования как основную преграду для быстрого развития экономики в России. Как не оказаться в аутсайдерах и успевать за быстро меняющимся миром, для «ФедералПресс» прокомментировал председатель общероссийского объединения работодателей «Союз производственных компаний России», вице-президент "ОПОРЫ РОССИИ" Азат Газизов:
7 Декабря 2017