Виктор Степанов: "У муниципалитетов нет единого понимания поддержки малого бизнеса"

10 Ноября 2014
Современная экономика - это сложная система, эффективность работы которой зависит от каждой из ее составляющих: бизнеса, некоммерческих и общественных организаций, органов государственного и муниципального управления и пр. "Все эти составляющие должны работать как единый механизм, быть ориентированными на постоянное развитие и совершенствование", - уверен Вице-президент "ОПОРЫ РОССИИ", генеральный директор ООО "РТС-тендер" Виктор Степанов.

Немаловажная роль отводится и органам местного самоуправления (муниципалитетам), так как именно они напрямую соприкасаются с бизнесом на местах и влияют на инвестклимат конкретной территории. Эффективность развития территории обеспечивается на муниципальном уровне как путем грамотного расходования бюджетных средств, так и правильностью мер поддержки малого и среднего бизнеса (МСБ).

Для многих муниципалитетов привлечение инвестиций и взаимодействие с бизнесом - это новая и необычная практика, так как перед ними никогда не ставилась такая задача и они привыкли рассчитывать только на собственные средства муниципального бюджета и поддержку из региональных бюджетов. При этом в муниципальных образованиях, где обеспечена высокая инвестиционная привлекательность, основные экономические показатели выше, чем в аналогичных муниципальных образованиях с низкой инвестиционной привлекательностью. Можно условно разделить муниципальные образования на три группы: города-миллионники; моногорода (города с одним-двумя крупными производственными предприятиями); мелкие муниципальные образования. В первых двух группах инвестпривлекательность и развитие МСБ в какой-то мере обеспечивается за счет большого населения или крупных предприятий. В третьей, наиболее многочисленной группе, работа по повышению инвестпривлекательности и поддержке МСБ должна вестись активнее, так как небольшие районы, города и села не обладают возможностями мегаполисов или производственных центров. На таких территориях особенно важно выстроить корректную систему развития МСБ.

Последние проведенные опросы показали, что среди муниципалитетов нет единого понимания того, каким образом должна проводиться инвестполитика и поддержка МСБ. В сфере муниципальных образований, к сожалению, пока не сформирована как таковая культура повышения инвестиционной привлекательности и развития малого бизнеса. Для того чтобы развить эту культуру и вывести ее на высокий, профессиональный уровень по всей стране, необходимо проводить регулярные мероприятия, на которых специалисты муниципалитетов смогут обсуждать имеющиеся задачи и способы их решения, обмениваться опытом с коллегами, перенимать наиболее успешные практики в этой сфере.

Открытие даже небольших предприятий способствует пополнению местного бюджета за счет налогов, созданию рабочих мест, снижению социальной напряженности за счет повышения экономической активности населения. Показателен пример Саткинского района Челябинской области, в котором было создано автономное муниципальное учреждение "Центр развития предпринимательства", выдающий местным предпринимателям льготные кредиты на развитие бизнеса. Благодаря такой политике более 100 предприятий МСБ получили кредиты почти на 60 млн руб., а количество людей, задействованных в их работе, составляет около 15% от всего населения района.

Необязательно напрямую финансировать новые бизнес-проекты, достаточно создать комфортные условия для их работы - это привлечет в регион частных инвесторов. Доказательство тому - индустриальный парк в Родниковском районе Ивановской области. Используя имеющиеся ресурсы, муниципальные власти района создали территорию, на которой любой желающий может арендовать или построить промышленные объекты. Условия, предлагаемые резидентам парка, включают в себя полностью автономные коммуникации, выгодные тарифы, серьезные налоговые льготы и 2 месяца бесплатной работы. Сегодня в парке зарегистрировано уже более 50 резидентов. За счет удачных решений промышленный рост в Родниковском районе составляет 14% в год, при том, что во всей области этот показатель равен 4%. Другой пример - Вяземский район Хабаровского края, где ежегодно проходит "Сельский инвестиционный форум". Благодаря ему открылось 30 новых предприятий, которые получили более чем 20 млн руб. финансовой поддержки и создали около 150 рабочих мест. Подобных примеров становится все больше, однако пока их все равно недостаточно в масштабах страны.

Текст опубликован в "Российской бизнес-газете"

Оставить комментарий
Другие новости

Павел Самиев: Почему крупные банки стали главными кредиторами малых предпринимателей

По итогам 2021 года небольшие банки окончательно проиграли более крупным в борьбе за малых предпринимателей-заемщиков. Это еще один повод для беспокойства о состоянии конкуренции в банковском секторе, считает член Президиума Правления «ОПОРЫ РОССИИ», председатель Комитета «ОПОРЫ РОССИИ» по финансовым рынкам Павел Самиев.


10 Января 2022

Андрей Шубин — о выгодах от перехода на автоматизированную упрощенную систему налогообложения

Правительство подготовило и внесло в Госдуму законопроект, который, по сути, вводит новый режим налогообложения, рассчитанный на микробизнес. Попробуем разобраться, в чем принципиальные плюсы и отличия Автоматизированной упрощенной системы налогообложения (АУСН) от существующих систем и, главное, зачем малому бизнесу переходить на этот режим.

28 Декабря 2021

Сергей Борисов: В ближайшем будущем нас ждут две тенденции — укрупнение бизнеса и цифровизация

Российский совет по международным делам (РСМД) представил сборник интервью членов РСМД, посвященный 10-летию созданию Совета. В издание вошли интервью государственных и общественных деятелей, а также ведущих представителей экспертного сообщества России. Так, Председатель Попечительского совета «ОПОРЫ РОССИИ», член Российского совета по международным делам Сергей Борисов поделился своей авторской точкой зрения о дальнейших тенденциях развития бизнеса как в России, так и в масштабах мировой экономики.

21 Декабря 2021