Виктор Степанов: "Квоты не панацея"

17 Ноября 2015

Вице-президент "ОПОРЫ РОССИИ" Виктор Степанов объясняет, почему механизмы поддержки мсп нуждаются в доработке. "В системе мер господдержки малого и среднего бизнеса (МСБ) особое место занимает рынок товаров, работ, услуг, в рамках которого государство выступает крупнейшим покупателем продукции. Годовой объем рынка государственных и муниципальных закупок составляет более 6 трлн руб". 

Источник Российская газета

От того, насколько эффективно используются бюджетные средства, зависят в значительной степени и возможности развития субъектов малого предпринимательства (СМП)Закон N 44-ФЗ предусматривает механизм преференций для СМП. Ежегодно заказчики обязаны размещать среди них не менее 15% средств от годового объема закупок. При этом заказчик вправе осуществлять закупки у СМП "напрямую", устанавливая ограничение для участия в закупках только для СМП либо предусматривать требование к победителю закупки о привлечении СМП на субподряд.

Подтверждение статуса СМП осуществляется предпринимателем путем декларирования, участнику закупки не требуется предоставлять заказчику большой пакет документов. Однако на практике у заказчика отсутствует механизм проверки соответствия участника закупки статусу СМП. Отсюда возможность некорректного заполнения заказчиком отчетности по закупкам у СМП, искажение реальной статистики соблюдения 15% квоты. Для решения этой проблемы необходим реестр СМП, обращение к которому позволило бы заказчикам быстро проверить участника на принадлежность к СМП.

Правительство РФ существенно повысило объем годовой выручки для определения статуса СМП. Так, для микропредприятий этот показатель теперь составляет 120 млн руб.; для малых - 800 млн руб.; (ранее - 60 и 400 млн руб. соответственно). Повышение порога годовой выручки в два раза позволит в ближайшей перспективе распространить механизм господдержки в виде 15% на новые предприятия.

Другим, не менее важным изменением, принятие которого ожидается в осеннюю сессию Госдумы, является включение в годовой объем закупок у СМП средств, которые были использованы заказчиком в рамках закупки у единственного поставщика, проведенной по итогам несостоявшейся конкурентной процедуры для СМП. Это позволит учитывать указанные средства в годовом объеме закупок для целей размещения у СМП.

Годовой объем рынка государственных и муниципальных закупок составляет более 6 трлн рублей

В отличие от госзакупок корпоративный сектор закупок с объемом в 16 трлн руб. регламентируется по отношению к СМП иначе. После принятия постановления правительства РФ от 11 декабря 2014 г. N 1352, определившего особенности участия малого и среднего бизнеса в корпоративных закупках и установившего обязательную квоту размещения заказов у СМП и ССП в размере 18% (из которых 10% должны размещаться по закупкам, организуемым заказчиком только для субъектов малого и среднего бизнеса), возник пробел, вызванный тем, что новые правила для заказчиков с годовым объемом выручки более 10 млрд руб. должны были вступить в силу с 1 июля 2015 г. Следовательно, за оставшиеся полгода такие заказчики должны были выполнить обязательную 18-процентную квоту.

Именно по этой причине правительство РФ 26 июня 2015 г. изменило правила и предусмотрело, что до конца 2015 года для таких заказчиков обязательная квота должна быть выполнена в размере 9%, из которых не менее 5% должно быть размещено в закупках, участниками которых могут быть только малый и средний бизнес. Для проведения закупок корпоративные заказчики обязаны разработать и утвердить перечень закупаемой у таких предпринимателей продукции. Анализ таких перечней показывает, что многие крупнейшие заказчики корпоративного сектора при их формировании руководствуются распространенным заблуждением, суть которого сводится к тому, что малый и средний бизнес способен поставить заказчику только, условно говоря, "канцелярские принадлежности". Не ограничены заказчики и в количестве товарных позиций, включаемых в перечень. Например, перечень продукции закупок у МСБ "Россети" составляет 238 позиций, аналогичный перечень "НК "Роснефть" - только 67.

Важным инструментом взаимодействия корпоративных заказчиков и предпринимателей является программа партнерства - документ, определяющий систему мер, направленных на стимулирование участия таких предпринимателей в корпоративных закупках. Участникам таких программ могут быть предоставлены особые условия участия в закупках: авансирование по договорам (иногда до 30% от цены сделки), допустимость уступки прав требования финансовым организациям.

Несмотря на важность механизма квотирования закупок и перечня продукции для предпринимателей, следует признать, что указанные меры носят административный и нерыночный характер, а в условиях отсутствия в государственных и корпоративных закупках механизмов проверки статуса предпринимателя, произвольного формирования заказчиками перечней товарных позиций для предпринимателей соблюдение этих правил является для заказчика формальностью. В этой связи особое значение для поддержки предпринимателей должны приобретать прежде всего экономические, а не административные меры стимулирования участия в закупках. В качестве таких механизмов следует рассматривать дальнейшее развитие программ партнерства заказчиков с предпринимателями, которые могут стать основой для создания системы деловой репутации малого и среднего бизнеса; перевод "бумажных" процедур закупок в электронную форму; развитие рынка банковских гарантий, включая электронные сервисы рассмотрения заявок и выдачи банковских гарантий, уже доказавших на практике свою эффективность.

Оставить комментарий
Другие новости

Алексей Кожевников — о новой экономической реальности России

В том, что наша страна столкнулась с беспрецедентным вызовом, который неизбежно приведет к трансформации экономики, не сомневаются ни правительство, ни Банк России, ни предприниматели. По сути, нам предстоит в условиях рекордных внешних ограничений быстро (очень быстро!) создать новую национальную экономику, в которой сырьевая рента от продажи энергоносителей, прежде всего нефти и газа, перестанет быть главным источником доходов бюджета. То, что сегодня делает правительство, пока больше напоминает пожарные меры. Но экономика не может существовать в постоянном пожаре. Разумно и быстро реагировать на экстренные ситуации, несомненно, нужно и важно. Однако это лишь элемент ответственной экономической политики, но не сама политика.

16 Сентября 2022

Президент «ОПОРЫ РОССИИ» Александр Калинин — о способах увеличить экспорт, защите бизнеса и перспективных направлениях в МСП

На полях Восточного экономического форума Президент «ОПОРЫ РОССИИ» Александр Калинин выступил в эфире радио Sputnik, где рассказал о том, как увеличить количество малого и среднего бизнеса, экспортирующего свою продукцию.

7 Сентября 2022

Алексей Кожевников — МСП способно стимулировать потребительский спрос

Запрос на перемены в экономике назрел, и сама экономическая модель явно требует переосмысления. И дело даже не в санкциях. Они лишь триггер, запустивший внутреннюю мобилизацию экономики на короткий период. Гораздо важнее, что будет дальше – через год, пять, десять. Сумеем ли мы все вместе – бизнес, власть, общество – успешно пройти через период структурной трансформации и построить прообраз новой национальной экономики с мощным производством, развитой сферой услуг и торговли, опорой на предпринимателей и частные компании разных масштабов. Подробнее о создании среды для предпринимательства читайте в авторской статье Вице-президента «ОПОРЫ РОССИИ» Алексея Кожевникова.

12 Июля 2022
Подпишитесь на Telegram-канал
«ОПОРЫ РОССИИ»