Сергей Зеленов: Борьба с обналичиванием превращается в борьбу с рынком и представителями МСП

8 Ноября 2018

В связи с изменениями в надзорной политике Банка России, коммерческие банки могут потерять интерес к обслуживанию компаний малого бизнеса, сообщила в прошлую пятницу газета "Коммерсантъ". «Для борьбы со схемами незаконного обналичивания средств регулятор заставляет банкиров тщательно контролировать операции посредников под угрозой отзыва лицензий. Для банков, специализирующихся на работе с малым бизнесом, это может повлечь прекращение деятельности», - говорится в издании.

Ответ на вопрос о том, как обстоят дела в этой непростой сфере - в исследовании эксперта по налогам, Председателя Комитета Московского городского отделения «ОПОРЫ РОССИИ» по налогам Сергея Зеленова.

Прежде чем говорить о теме обналичивания денежных средств и вовлеченности МСП в нее, давайте посмотрим статистику: 

По итогам 2016 года ЦБ заявляло о том, что через схемы с участием МСП было обналичено от 80 до 90 млрд руб. (данные РБК). Эта та часть, которая, по мнению ЦБ «выпала» из нашей экономики, и было выведено за рубеж. Подавляющая часть, по мнению того же ЦБ, пришлась на турфирмы, рынки, разработчиков ПО.

В то же время, ВВП в 2016 году составит 83 трлн. руб (данные Международного валютного фонда).

Таким образом, речь идет о цифрах, составляющих 0,1% от ВВП. 

В то же время, количество МСП на начало 2017 года составляла 5.636.789 компаний (данные ТАСС), а доля МСП в ВВП составила 21,2% (данные газеты «Коммерсант»).

То есть, в среднем, каждая из компаний МСП «обналичила» в 2016 году (среднеарфиметически) около 16,5 тысяч рублей

Количество туристических фирм (на которые, по мнению ЦБ пришлось от 4 до 5 млрд рублей «обналички» в месяц, то есть, минимум, 48 млрд рублей за год), на конец 2016 года составило 12 395 (данные Ростуризма).

То есть каждая компания, так или иначе имеющая отношение к туристическому бизнесу, «обналичила», по мнению ЦБ, по 3,9 млн руб/год.

Выручка всех участников рынка туристических услуг в 2016 году оценивается как 281,229 млрд руб. (https://vawilon.ru/statistika-turfirm/). То есть, по мнению ЦБ, обналичено 17,7% всей выручки.

На остальных участников МСП осталось менее 8 тысяч рублей в год. 

Смена акцентов на рестораны и рынки, вероятно, говорит от том, что ЦБ хочет максимально ужесточить контроль за всем МСП. Очевидно, что объем обналичивания значительно сокращается, в том числе из-за стоимости наличных, когда они практически сравнялись с НДС.

Тем не менее, до настоящего момента, основной объем наличных денежных средств используется для выплаты заработных плат работникам, в связи с до сих пор необоснованно высокими страховыми взносами (в целесообразности которых на фоне последних изменений, связанных с пенсионной реформой) не сомневаются только те, кто ничего о них не знает.

Сам процесс, по сути, может представлять собой «обмен» наличных денежных средств на безналичные, когда розница, оплачиваемая наличными, подменяются на другого – оптового контрагента, которые оплачивает реализованный товар безналичными денежными средствами.

Введение АСК НДС, банковского контроля и онлайн-касс практически свели на «нет» то обналичивние, которое существовало ранее (например, снятие денежных средств с банковских карт). Так, у компании, приобретающей наличные денежные средства, растут «фейковые» остатки товаров, у продавцов товара возникают проблемы с отражением выручки через онлайн-кассы.

В то же время, ЦБ и налоговые органы обращают большое внимание на те сферы деятельности, в которых хождение наличных денежных средств наиболее распространено. Это как раз те сферы деятельности, которые недавно были заявлены Центральным Банком.

К сожалению, ЦБ и банки прикладывают, наверное, уже излишние усилия в борьбе с обналичкой и теневыми заработками, невероятно осложняя жизнь добросовестным участникам рынка.

Нужно уметь вовремя остановиться в своем «совершенствовании методов», так как при таких показателях, которые приведены выше, борьба с обналичиванием превращается в борьбу с рынком и участниками МСП…

Оставить комментарий
Другие новости

Фасадное положение. Как семья предпринимателей стала лидером рынка наружной рекламы в Мурманске

Ирина и Константин Котловские полностью опровергают популярную точку зрения насчет того, что не надо работать с родственниками. Они вместе с 1995 года, в 2000 году создали свою компанию, ставшую лидером Заполярного края. Этой осенью герои нашей рубрики «Истории успеха» победили на Международном конкурсе визуальной рекламы, покорив жюри необычным дизайном технологичной вывески.

18 Ноября 2019

Азат Газизов: При расширении режима самозанятых надо обеспечить неизменность его правил

Президент России Владимир Путин поддержал предложение правительства предоставлять регионам право вводить режим самозанятых по своему усмотрению. Первый вице-президент «ОПОРЫ РОССИИ» Азат Газизов считает, что при этом надо обеспечить неизменность «правил игры», чтобы выходящие из «тени» люди поверили в надежность государства.

12 Ноября 2019

Владислав Корочкин: Критерий успешности «гильотинирования» – снижение издержек бизнеса

В России стартовала масштабная реформа по ликвидации устаревших норм, известная как «регуляторная гильотина». С 2021 года все избыточные контрольно-надзорные требования к бизнесу должны быть отменены. Каких результатов ждут предприниматели от «гильотины»? Как проходит процесс «отсечения» устаревших законодательных норм? На эти и другие вопросы отвечает первый вице-президент «ОПОРЫ РОССИИ» Владислав Корочкин. 
12 Ноября 2019