Сергей Зеленов: Борьба с обналичиванием превращается в борьбу с рынком и представителями МСП

8 Ноября 2018

В связи с изменениями в надзорной политике Банка России, коммерческие банки могут потерять интерес к обслуживанию компаний малого бизнеса, сообщила в прошлую пятницу газета "Коммерсантъ". «Для борьбы со схемами незаконного обналичивания средств регулятор заставляет банкиров тщательно контролировать операции посредников под угрозой отзыва лицензий. Для банков, специализирующихся на работе с малым бизнесом, это может повлечь прекращение деятельности», - говорится в издании.

Ответ на вопрос о том, как обстоят дела в этой непростой сфере - в исследовании эксперта по налогам, Председателя Комитета Московского городского отделения «ОПОРЫ РОССИИ» по налогам Сергея Зеленова.

Прежде чем говорить о теме обналичивания денежных средств и вовлеченности МСП в нее, давайте посмотрим статистику: 

По итогам 2016 года ЦБ заявляло о том, что через схемы с участием МСП было обналичено от 80 до 90 млрд руб. (данные РБК). Эта та часть, которая, по мнению ЦБ «выпала» из нашей экономики, и было выведено за рубеж. Подавляющая часть, по мнению того же ЦБ, пришлась на турфирмы, рынки, разработчиков ПО.

В то же время, ВВП в 2016 году составит 83 трлн. руб (данные Международного валютного фонда).

Таким образом, речь идет о цифрах, составляющих 0,1% от ВВП. 

В то же время, количество МСП на начало 2017 года составляла 5.636.789 компаний (данные ТАСС), а доля МСП в ВВП составила 21,2% (данные газеты «Коммерсант»).

То есть, в среднем, каждая из компаний МСП «обналичила» в 2016 году (среднеарфиметически) около 16,5 тысяч рублей

Количество туристических фирм (на которые, по мнению ЦБ пришлось от 4 до 5 млрд рублей «обналички» в месяц, то есть, минимум, 48 млрд рублей за год), на конец 2016 года составило 12 395 (данные Ростуризма).

То есть каждая компания, так или иначе имеющая отношение к туристическому бизнесу, «обналичила», по мнению ЦБ, по 3,9 млн руб/год.

Выручка всех участников рынка туристических услуг в 2016 году оценивается как 281,229 млрд руб. (https://vawilon.ru/statistika-turfirm/). То есть, по мнению ЦБ, обналичено 17,7% всей выручки.

На остальных участников МСП осталось менее 8 тысяч рублей в год. 

Смена акцентов на рестораны и рынки, вероятно, говорит от том, что ЦБ хочет максимально ужесточить контроль за всем МСП. Очевидно, что объем обналичивания значительно сокращается, в том числе из-за стоимости наличных, когда они практически сравнялись с НДС.

Тем не менее, до настоящего момента, основной объем наличных денежных средств используется для выплаты заработных плат работникам, в связи с до сих пор необоснованно высокими страховыми взносами (в целесообразности которых на фоне последних изменений, связанных с пенсионной реформой) не сомневаются только те, кто ничего о них не знает.

Сам процесс, по сути, может представлять собой «обмен» наличных денежных средств на безналичные, когда розница, оплачиваемая наличными, подменяются на другого – оптового контрагента, которые оплачивает реализованный товар безналичными денежными средствами.

Введение АСК НДС, банковского контроля и онлайн-касс практически свели на «нет» то обналичивние, которое существовало ранее (например, снятие денежных средств с банковских карт). Так, у компании, приобретающей наличные денежные средства, растут «фейковые» остатки товаров, у продавцов товара возникают проблемы с отражением выручки через онлайн-кассы.

В то же время, ЦБ и налоговые органы обращают большое внимание на те сферы деятельности, в которых хождение наличных денежных средств наиболее распространено. Это как раз те сферы деятельности, которые недавно были заявлены Центральным Банком.

К сожалению, ЦБ и банки прикладывают, наверное, уже излишние усилия в борьбе с обналичкой и теневыми заработками, невероятно осложняя жизнь добросовестным участникам рынка.

Нужно уметь вовремя остановиться в своем «совершенствовании методов», так как при таких показателях, которые приведены выше, борьба с обналичиванием превращается в борьбу с рынком и участниками МСП…

Оставить комментарий
Другие новости

Наталья Золотых: В России отсутствуют условия и среда для развития инновационного предпринимательства

В России только 2% инновационных малых компаний, а отечественные университеты не заинтересованы в их создании. Как предпринимателю обезопасить себя от предъявления претензий в сбыте контрафактной продукции? Прочему важно вовремя зарегистрировать товарный знак и обеспечить охрану дизайна? На эти и другие вопросы в рубрике «ВИЗИТКА» отвечает вице-президент «ОПОРЫ РОССИИ» Наталья Золотых.

22 Октября 2019

Матрас на троих. Как 30-летний предприниматель из Новосибирска открыл фабрику матрасов и стал франчайзером

Продолжаем рассказывать истории успеха наших предпринимателей – членов «ОПОРЫ РОССИИ». Познакомьтесь – Федор Нагорный, 30-летний владелец компании, фабрикант, франчайзер. В 26 лет, попав в бизнес совершенно случайно, он с двумя партнерами основал в Новосибирске производство матрасов и товаров для сна. В 2018 году Федор покорил самую высокую вершину на Алтае, а его компания – Центральную Россию.

18 Октября 2019

Бизнес на высоте. Как крымский предприниматель заработал на обучении верхолазов

Как построить успешный бизнес на том, чем увлекаешься с детства? Как найти то самое, своё дело и стать независимым, работать без оглядки на босса? Как в конце концов начать больше зарабатывать и масштабировать бизнес, найти партнеров и единомышленников? Мы поискали ответы на эти вопросы у наших предпринимателей – членов «ОПОРЫ РОССИИ», и хотим рассказать как им это удалось. Итак, вот наша первая история успеха.

9 Октября 2019