Реальная налоговая нагрузка на обычные предприятия запредельна

21 Октября 2016

Может ли развиваться реальный сектор при действующей налоговой системе? Предлагаем вашему вниманию авторскую статью В.Л. Корочкина, первого вице-президента «ОПОРЫ РОССИИ».

Может ли развиваться реальный сектор при действующей налоговой системе? Предлагаем вашему вниманию авторскую статью В.Л. Корочкина, первого вице-президента «ОПОРЫ РОССИИ».

Одна из тем Петербургского экономического форума была озаглавлена «Есть ли жизнь после нефти?». Сразу хочу ответить: по нашему мнению, при действующей в России фискальной системе — скорее нет.

Несколько абзацев, которые вы прочтете ниже, родились просто из желания разобраться, к чему мы пришли за последние 25 лет «совершенствования» нашей налоговой системы. К которой приложили руки как толпы западных «специалистов» начала 90-х, так и множество групп влияния, интересы которых иногда прямо совпадали с задачами уничтожения России как самостоятельного экономического субъекта, иногда — с интересами разных чиновников, заинтересованных, чтобы каждый гражданин или предприятие были в чем-то всегда и обязательно виновны.

Итак, регулярно и последовательно в общественное сознание много лет подряд внедряется мысль: «совокупная налоговая нагрузка на экономику у нас не больше, чем в других развитых странах мира».

Во-первых, почему именно давно «развитых»? Почему нас, в момент глобальной перестройки и смены одного общественного строя другим надо с ними сравнивать? И вообще, насколько это утверждение достоверно по отношению к единичному производственному предприятию?

Во-вторых, никогда и никому из простых граждан не объяснили, откуда следует такой вывод. Типа, «верьте нам на слово».

В-третьих, хочется все-таки понять, сколько же реально платит каждый гражданин государству для того, чтобы оно обеспечивало его минимальными гарантиями безопасности, здоровья, образования, неприкосновенности собственности и личности и всеми прочими гарантированными Конституцией правами.

Давайте попробуем подсчитать. Выберем за единицу 1 рубль легальной зарплаты, который каждый из нас тратит в легальном розничном магазине.

Итак...

Гражданин пришел в кассу работодателя, чтобы получить 1 честно заработанный рубль.

С этого рубля по налоговому кодексу он должен уплатить 13% подоходного налога. В большинстве стран он делает это сам. Не сразу, а в конце года, когда подсчитает все свои годовые прибыли и траты и поймет, под какую налоговую ставку он попадает (в большинстве стран она сильно зависит от совокупного годового дохода) и сколько имеет право вычесть, так как в течение года он тратился на медицину, образование, ипотеку, благотворительность и тд.

У нас, к сожалению, все наоборот. Он имеет право кое-что «вернуть» из уплаченного за него предприятием, если не забудет собрать и вовремя подать все нужные документы. Вычесть и, не выдавая на руки работнику, перечислить в бюджет первые 13 копеек из 1 рубля зарплаты, является обязанностью работодателя. То есть, на руки в кассе он получает 87 копеек из заработанного рубля. 13 копеек уже ушли государству.

Кроме того, с этого самого заработанного работником рубля, предприятие обязано заплатить 26 копеек в пенсионный фонд и 4 в прочие страховые фонды.

Уже получается, что 45 копейки (13 за счет работника, 32 за счет предприятия (!) с выданного работнику рубля ушли государству одновременно, «не отходя от кассы». До того, как он даже собрался его потратить....

Что же происходит в момент оплаты оставшимися копейками товара с полки розничного магазина? И сколько налогов с суммы, принесенной в магазин гражданином, дополнительно причитается государству?

Прежде всего, безусловно, вспоминается пресловутый НДС — налог на добавленную стоимость. По сути, разновидность акциза на все виды товаров, который двигается от производителя по цепочке оптовых продавцов, но в сумме всегда (у нас) составляет 18% от конечной покупки в розничном магазине. Которые платит «де факто» потребитель. В нашем случае, получивший в кассе предприятия 87 копеек от заработанного рубля.

Это значит, что в момент, когда гражданин оплатил товар в кассе, с его оставшихся 87 копеек еще 18% т. е. 15,7 копейки без всяких дополнительных разговоров безоговорочно причитаются государству. (НДС начисляется «по отгрузке»). Конечно, этот налог платит не гражданин. Но для того, чтобы он товар купил, его обязательно заплатили!

45+15,7 = 60,7: т. е. для того чтобы гражданин мог потратить на себя любимого 1 заработанный рубль, 61 копейка должна уйти государству.

Дальше… Возьмём максимальную разумную рентабельность, скажем, в 20%.

Тогда из полученного продавцом рубля его прибыль составит 16,67 коп., всё остальное уйдёт «на себестоимость», то есть будет заплачено кому-то… Из этих 16,67 коп. 20 % (3,33 коп.) придётся заплатить налога на прибыль. Только 13,34 останется предпринимателю.

Суммируем. За 13,33 коп. предпринимательской прибыли государству прямо и непосредственно заплачен 1 руб. 07,73 коп. (косвенно – гораздо больше, в составе тех 83,33 коп, которые предприниматель заплатил контрагентам. Мы их не считаем, поскольку из них государству будут платить другие).

Таким образом, при 20%-й рентабельности 1 рубль прибыли предпринимателя – это больше 8 рублей (8 руб. 08 коп.), уплаченных государству!

При сказочной рентабельности в 50 % государство получит на рубль вдвое меньше, «всего» 4 руб. 04 коп…

Для интереса: при рентабельности 10,5 %, (т.е. при прибыли, составляющей 9,5 коп. на рубль дохода, и налоге на прибыль 1,9 коп.) государству-то уйдут 1 руб. 09,63 коп., а вот предприятию останется всего 7,6 коп.

Говоря проще, при рентабельности, соответствующей сегодняшней ключевой ставке Центробанка (т.е. при рентабельности, которую Правительство считает «нормальной», «допустимой»), на 1 рубль предпринимательской прибыли государство забирает себе 14 руб. 17,5 коп. налогов и других обязательных платежей. Мороз по коже!..

Но это только начало. Дальше не так однозначно, но не менее интересно.

Каждый более или менее образованный человек знает, что кроме НДС, к сожалению, у нас в стране существует еще много разных прочих налогов. Сборы-поборы пока не трогаем. Хотя, того, что налогами не считается, но в обязательном порядке уплачивается, довольно много. И не только в государственный бюджет, но все чаще и чаще во всякие прочие не вполне бюджетные, но ничего полезного не производящие организации.

Транспортный налог, который составляет, по некоторым оценкам, до 3-х процентов в стоимости некоторых видов товаров.

Налог на недвижимость, теперь от кадастровой стоимости (в 90% рассчитанной непонятно кем и непонятно как), который платится независимо от результатов хозяйственной деятельности предприятия....

Утилизационный сбор, который каждый производитель или импортер обязан платить. По проекту — до 3-х% от объема выпуска продукции.

Все это добавляет в цену товара на полке еще как минимум 3-4% бюджетных обязательств.

Совсем худо дело, когда гражданин приобретает товар, облагаемый дополнительным акцизом (напомним, что НДС по своей природе тоже разновидность акциза).

После всех этих расчетов ответ на вопрос, вынесенный в начало, представляется очевидным: легальная экономика в рамках действующей налоговой системы существовать не может. Именно поэтому страна все больше превращается в одну сплошную «зону территорий» и «зону опережающего развития»....

И может быть самое время их «объединить» в одну сплошную зону «нормального экономического развития»?

Оставить комментарий
Другие новости

Эдуард Омаров: "Ребенку надо разрешать с детства пробовать профессии"

Встреча и общение по теме наставничества случилась на инвестиционной площадке «Боровский», куда приехали депутаты Тюменской областной Думы. Им удалось увидеть, как идет развитие экономических зон в Тюменской области, как реализуется закон по инвестиционному развитию региона, получить ответы на различные вопросы от представителей Департамента инвестиционной политики Тюменской области.

26 Июля 2018

Президент "ОПОРЫ РОССИИ" прокомментировал телеканалу РБК новый национальный проект для малого бизнеса, имеющий серьезное значение для всей экономики страны

Ранее глава "ОПОРЫ РОССИИ" принял участие в в заседании президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам, который провел Председатель Правительства Российской Федерации Дмитрий Медведев.

На повестку дня было вынесено обсуждение параметров национальных проектов «Повышение производительности труда и поддержка занятости» и «Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».


18 Июля 2018