Представители «ОПОРЫ РОССИИ» прокомментировали предложенные в рамках пенсионной реформы изменения в законодательстве Российской Федерации

31 Августа 2018

Президент Российской Федерации Владимир Путин в среду обратился к гражданам страны по вопросу о необходимости внесения изменений в пенсионное законодательство. Представители «ОПОРЫ РОССИИ» прокомментировали обращение Президента и предложенные в рамках пенсионной реформы меры.

В частности, Глава государства заявил: «Считаю необходимым установить для работодателей административную и даже уголовную ответственность за увольнение работников предпенсионного возраста, а также за отказ в приёме на работу граждан по причине их возраста. Соответствующие изменения в законодательство нужно внести одновременно с принятием законопроекта о повышении пенсионного возраста», - подчеркнул президент.

Комментарий президента «ОПОРЫ РОССИИ» Александра Калинина:

«В своем выступлении Президент России Владимир Путин заявил, что права работников должны соблюдаться. Озвученные им предложения в «ОПОРЕ РОССИИ» считают справедливыми, как в части уменьшения пенсионного возраста для женщин, так и снижения на три года трудового стажа, дающего право досрочного выхода на пенсию. 

Касательно ответственности бизнеса за увольнение работников предпенсионного возраста или за отказ в приеме их на работу перед пенсией, уголовная ответственность в этом случае избыточна, достаточно административной. Но важны больше экономические стимулы для бизнеса, и Президент России предложил их разработать.

С одной стороны, это могут быть пониженные размеры отчислений в Пенсионный фонд РФ для тех сотрудников, которым осталось 5 лет до выхода на пенсию. Оптимальным было бы установить их на уровне 10%, так называемой солидарной части, а не 22% как сейчас. Это справедливо, человек за много лет работы уже отчислил в ПФР серьёзные суммы. 

С другой стороны, это государственная программа переподготовки кадров, которая должна быть востребована, и в разработке которой должны принимать участие бизнес-объединения. Именно бизнес должен быть заказчиком таких программ, потому что мы лучше знаем, какие работники нам необходимы. Но сам факт того, что программа будет финансироваться из федерального бюджета, говорит о том, что работодателям будет выгодно переучивать своих сотрудников, а не искать новых. 

Вместе с предложенными Владимиром Путиным изменениями в пенсионной системе, должна быть продолжена дискуссия по накопительной части пенсии, к которой полностью утрачено доверие в силу многочисленных изменений в ее системе. В любом случае 20 тыс. рублей пенсии - это немного, и тут необходима добавка - накопительная пенсия. Здесь нужно очень подробно все расписать и гарантировать людям, сколько и когда они получат, и что подписанные накопительные договора не подлежат изменению». 


Первый вице-президент «ОПОРЫ РОССИИ» Владислав Корочкин выразил мнение, что предлагаемая реформа не решит проблему недостаточного пенсионного обеспечения граждан, поскольку такая мера, как изменение пенсионного возраста, рассматривается в отрыве от всего остального. «Сколько бы ты не зарабатывал, пенсия все равно будет в районе 18 тысяч рублей, если только ты не крупный чиновник», - отметил Владислав Корочкин.

По словам Первого вице-президента «ОПОРЫ РОССИИ», правильно было бы сперва договориться о пенсионном коэффициенте и гарантировать неприкосновенность накопительной части пенсии, однако на данный момент этот вопрос абсолютно не проработан.

Помимо этого, Владислав Корочкин акцентировал внимание, что в предлагаемой версии пенсионного законодательства отсутствует обоснование целесообразности существования Пенсионного фонда России как посреднической структуры.

Владислав Корочкин также заявил, что в текущей версии законопроекта о пенсионной реформе предлагаемые изменения не будут способствовать повышению прозрачности системы пенсионного обеспечения. Вместо этого правильнее было бы отменить все льготы и выработать единую прозрачную систему начисления выплат, понятную для граждан. «Льгот большое количество и они распространяются даже на тех, кто в них не нуждается. Как списываются деньги – тоже не понятно», - рассказал Первый вице-президент.

«Проведение пенсионной реформы в отрыве от всего остального сейчас - это точечная мера, "симптоматическое лечение". Вместо этого следовало бы подумать о проведении полноценной налоговой реформы, частью которой стали бы и обоснованные системные изменения в пенсионном законодательстве», - уверен Владислав Корочкин.

 

Вице-президент «ОПОРЫ РОССИИ» Марина Блудян высказала обеспокоенность в связи с возможным введением уголовной ответственности за отказ в приеме на работу и увольнение работников предпенсионного возраста (т.е. женщин – от 55 и мужчин – от 60 лет), а также обратила внимание на появившуюся в СМИ новость о том, что при подготовке пенсионной реформы власти будут опираться на статью УК РФ, которая касается увольнения беременных женщин и граждан, находящихся в отпуске по уходу за ребенком.

Так, согласно ст. 261 ТК РФ, расторжение трудового договора с беременной женщиной не допускается, за исключением случаев ликвидации организации либо прекращения её деятельности.

Марина Блудян обратила внимание, что в ст. 81 ТК РФ предусмотрено расторжение трудового договора по инициативе работодателя. Статья состоит из 11 пунктов, 10 из которых не распространяются на беременных женщин, например,

п. 2 ст. 81: Сокращение численности или штата работников организации, ИП. «Если мы ориентируемся на положение, защищающее права беременных женщин, то мы понимаем, что лиц предпенсионного возраста нельзя будет уволить в связи с сокращением численности штата, а значит увольнять придется всех остальных. И может так случиться, что в организации будут работать только граждане предпенсионного возраста, что не всегда соответствует задачам организации» (здесь и далее – комментарии М.А. Блудян);

п. 3 ст. 81: Несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации. «Даже в случае плохих результатов работы согласно аттестации, собственник бизнеса не сможет уволить работников предпенсионного возраста».

п. 4 ст. 81: Смена собственника имущества организации. «Например, человек купил бизнес и приходит с новой командой и новой технологией. Возможно, у него есть основания не доверять персоналу, который работал у предыдущего собственника. Но работников предпенсионного возраста он уволить не сможет. Почему нужно заставлять рисковать предпринимателя, если у него есть основания не доверять предыдущей команде? Если же оснований для недоверия нет, если сотрудники квалифицированные и ценные, их априори никто не уволит. У предпринимателя должно быть право выбора персонала».

пп. в) п. 6 ст. 81: Разглашение охраняемой законом тайны. «Люди предпенсионного возраста работают не только в компаниях малого и среднего бизнеса, но и в государственных корпорациях – на закрытых оборонных режимных объектах, Роскосмосе, Росатоме… По новой реформе получается, если ты достиг предпенсионного возраста – разглашай государственную тайну, сколько хочешь, тебя за это никто не уволит».

пп. г) п. 6 ст. 81: Совершение по месту работы хищения (в том числе мелкого) чужого имущества, растраты, умышленного его уничтожения или повреждения имущества организации. «Даже в случаях, установленных вступившим в законную силу приговором суда, предприниматель не сможет уволить сотрудника предпенсионного возраста».

п. 7 ст. 81: Совершение виновных действий работников, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основания для утраты доверия. «Иными словами, нельзя будет уволить человека в связи с утратой доверия по достижении им предпенсионного возраста. Были случаи, когда Глава нашего государства увольнял чиновников в связи с утратой доверия. Но по новому законодательству, если доверие утратил чиновник, достигший возраста 60 лет, то даже Президент не сможет его уволить».

Есть ряд других ситуаций, описанных в ст. 81 и 261 ТК РФ, в связи с которыми работодатель не имеет права уволить беременную сотрудницу, например:

Неоднократное неисполнение работником без уважительных причин своих трудовых обязанностей.

Однократное грубое нарушение работником трудовых обязанностей.

Прогул, то есть отсутствие на рабочем месте без уважительной причины в течение всего рабочего дня (смены).

Появление работника на рабочем месте в состоянии алкогольного, наркотического и иного токсического опьянения.

Установленное комиссией по охране труда нарушение требований охраны труда, в том числе повлекших аварии и катастрофы.

«По всем указанным случаям расторжение трудовых договоров с беременными женщинами невозможно, а ведь это те нормы, на которые государство, возможно, будет опираться при подготовке нового пенсионного законодательства и которые будут распространяться на людей предпенсионного возраста. В случае если обеспечение прав работников предпенсионного возраста пойдет по такому пути, работодатели просто лишатся права управлять своими предприятиями, и в этом случае будут нарушены их права», - прокомментировала Марина Блудян.

«Вопрос обеспечения прав работников предпенсионного возраста крайне важен, в том числе и с точки зрения соблюдения прав работодателей», - обратила внимание вице-президент бизнес-объединения.

Что касается, введения уголовной ответственности за отказ в приеме на работу и увольнение сотрудников предпенсионного возраста, Марина Блудян отметила, что такая мера избыточна. «Если предприниматели будут писать в приказе об увольнении формулировку «уволить в связи с достижением предпенсионного возраста», то, во-первых, это идиотизм, а во-вторых, за это нужно наказывать административными мерами. Но как же можно заставить работодателя держать пять лет сотрудника, не соответствующего занимаемой должности по результатам аттестации! При введении данных норм не может идти и речи о повышении производительности труда и эффективности производства на российских предприятиях», - заключила Марина Блудян.

Оставить комментарий
Другие новости

«ОПОРА РОССИИ» поддержала инициативу о предварительном согласовании с прокурором избрания меры пресечения и ее продлении в отношении предпринимателей

Эксперты «ОПОРЫ РОССИИ» предлагают внести в Уголовно-процессуальный кодекс РФ изменения, предусматривающие наделение прокурора полномочиями по изменению меры пресечения на менее строгую, чем была избрана; по даче согласия на обращение в суд следователя с ходатайствами об избрании меры пресечения, о проведении следственных действий, которые возможно осуществить только по решению суда.
19 Июля 2019

«ОПОРА РОССИИ» совместно с Центральным банком РФ подготовила список методических рекомендаций по разъяснению механизмов реабилитации клиентов из черных списков

Разработаны методические рекомендации для предпринимателей, которые сталкиваются с приостановкой операций или блокировкой банковского счета из-за подозрений по Федеральному закону от 07.08.2011 №115-ФЗ «О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Список рекомендаций разработан «ОПОРОЙ РОССИИ», Центральным банком РФ, Торгово-промышленной палатой РФ, «Деловой Россией» и Агентством стратегических инициатив.

18 Июля 2019

«ОПОРА РОССИИ» предложила Минпромторгу усилить регулирование отношений торговых сетей и поставщиков

«ОПОРА РОССИИ» предложила Минпромторгу России подготовить новый пакет законопроектов для урегулирования отношений между торговыми сетями и поставщиками – ограничить размер штрафов и сформировать более прозрачный механизм предоставления скидок.

16 Июля 2019