Павел Сигал: "С нынешней ставкой бизнесу будет сложно избежать просрочки"

22 Января 2015

Первый вице-президент «ОПОРЫ РОССИИ» Павел Сигал — о политике ЦБ в отношении ключевой ставки в беседе с Известиями

"Центробанк повысил ключевую ставку в ночь на 16 декабря 2014 года не для того, чтобы сдержать инфляцию, как заявляет, а для того, чтобы сдержать играющих на понижение рубля".

Этими игроками выступили главным образом банки, которые занимают у ЦБ в рублях, покупают валюту, а при скачках курса продают ее с прибылью  на рынке, затем снова покупают в определенный момент и т.д. Думаю, когда ЦБ 15 декабря вечером оценил объем заявок от банков на покупку валюты, ему ничего не оставалось, как резко повысить ставку.

Заявок было слишком много и на весьма значительный объем; при ставке же 17% годовых многие банки отказались от покупки валюты, учитывая, что до кризиса стоимость таких заимствований составляла для них в районе 10%. 

Однако очевидно, что главным образом ослабление национальной валюты связано с падением цены на нефть. Вчера, например, нефть марки Brent торговалась ниже $49 за баррель. С начала лета 2014 года нефтяные котировки упали уже более чем вдвое. И повышение ключевой ставки зафиксировало рубль лишь на короткое время, после праздников курсы доллара и евро снова пошли вверх.

То есть надолго удержать рубль регулятору не удалось. При этом стоимость кредитных ресурсов для малого и среднего бизнеса (МСБ) из-за повышения ключевой ставки и дефицита пассивов увеличилась с 12–16% годовых до 25–34%. Очень сильно пострадали импортеры (из-за падения рубля тратят на закупку товаров вдвое больше), все отрасли, где комплектующие и услуги оплачиваются в валюте. В результате они были вынуждены поднять цены для потребителей в некоторых случаях на 30–40% при официально декларируемых властями показателях инфляции 5–12%. Пострадали также компании, задействованные в производстве: у них маленькая маржа (3–7%), а заемные средства выросли куда более значительно. 

Меньше всего действия ЦБ сказались, например, на металлургах: они получают выручку в валюте, в текущей ситуации это означает рост рублевых доходов.  

Каковы итоги? Инфляция растет, зарплаты остаются на предкризисном уровне, что влечет за собой снижение покупательной способности населения. Бизнес, закупающий импортное оборудование, несет издержки или не может проводить закупки в принципе — не на что. И даже взяв кредит в банке под 30%, предприятие МСБ рискует не справиться с расходами. Правительство выделило банкам 1 трлн рублей на поддержку реального сектора экономики, но эти средства получили только крупные банки — с капиталом от 30 млрд рублей. Таких не более 25, и в число их клиентов МСБ по большому счету не входит. В отсутствии средств часть предприятий МСБ закроется, другая переведет бизнес в «серую» зону — перестанет платить налоги, показывать выручку. И сохранение ставки в 17% — это откат в 1990-е, в общем.

Чтобы этого избежать, ЦБ должен снизить ключевую ставку до 12% годовых. Понятно, что удешевление кредитов МСБ на 5 п.п. недостаточно, но сейчас это лучше, чем ничего. Компании МСБ говорят, что готовы занимать у банков максимум под 20–25 % годовых, всё, что выше, — непосильная нагрузка для них. И чем быстрее ЦБ отреагирует на сигналы бизнеса, тем лучше. Но нужно понимать, что если цены на нефть будут ниже $48–55 за баррель, послаблений от Банка России ждать не стоит.

Поэтому предприятиям МСБ в текущих условиях нужно спасать свой бизнес: за счет сокращения издержек, закупки более дешевого сырья и комплектующих, увольнения персонала. 

К сожалению, можно ожидать волны банкротств предприятий МСБ, которым всё сложнее будет избежать вероятности выхода на просрочку при действующих кредитных ставках.

Мой совет предприятиям МСБ в условиях кризиса — максимально пытаться удержать и даже развивать свой бизнес, не вкладываться в валюту, не пытаться угнаться за курсами — с этим не угадаешь — и пока не открывать новых бизнесов, упорно работать. 

Хочется верить, что МСБ справится с текущим кризисом. Очевидно, что его будет сложнее пережить, чем прошлые потрясения 2008–2010 года: тогда цены на нефть после падения быстро скорректировались, в итоге за это время с рынка ушло не более 5–10 % компаний. В этот кризис их будет однозначно больше.

Оставить комментарий
Другие новости

Наталья Золотых: В России отсутствуют условия и среда для развития инновационного предпринимательства

В России только 2% инновационных малых компаний, а отечественные университеты не заинтересованы в их создании. Как предпринимателю обезопасить себя от предъявления претензий в сбыте контрафактной продукции? Прочему важно вовремя зарегистрировать товарный знак и обеспечить охрану дизайна? На эти и другие вопросы в рубрике «ВИЗИТКА» отвечает вице-президент «ОПОРЫ РОССИИ» Наталья Золотых.

22 Октября 2019

Матрас на троих. Как 30-летний предприниматель из Новосибирска открыл фабрику матрасов и стал франчайзером

Продолжаем рассказывать истории успеха наших предпринимателей – членов «ОПОРЫ РОССИИ». Познакомьтесь – Федор Нагорный, 30-летний владелец компании, фабрикант, франчайзер. В 26 лет, попав в бизнес совершенно случайно, он с двумя партнерами основал в Новосибирске производство матрасов и товаров для сна. В 2018 году Федор покорил самую высокую вершину на Алтае, а его компания – Центральную Россию.

18 Октября 2019

Бизнес на высоте. Как крымский предприниматель заработал на обучении верхолазов

Как построить успешный бизнес на том, чем увлекаешься с детства? Как найти то самое, своё дело и стать независимым, работать без оглядки на босса? Как в конце концов начать больше зарабатывать и масштабировать бизнес, найти партнеров и единомышленников? Мы поискали ответы на эти вопросы у наших предпринимателей – членов «ОПОРЫ РОССИИ», и хотим рассказать как им это удалось. Итак, вот наша первая история успеха.

9 Октября 2019