"ОПОРА РОССИИ" и "Деловая Россия" обсудили антикризисные меры Правительства РФ

24 Февраля 2015

В какой степени отражены интересы бизнеса в антикризисном плане обсуждали на заседании Бизнес-ложи Московского Английского клуба, посвященное теме: "Антикризисные меры - взгляд со стороны бизнеса" 

 «План первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году», именуемый «антикризисной программой», активно обсуждает экспертное сообщество. Документ солидный, разноплановый. Но в какой степени в нем отражены интересы бизнеса? Своими мнениями на этот счет поделились руководители  общественных организаций – «Деловая Россия», ее представлял  сопредседатель Антон Данилов-Данильян, в прошлом  глава экономического управления администрации президента РФ, и первый вице-президент «Опоры России»  Владислав Корочкин. Именно в этих  структурах сосредотачивается понимание того, какие перемены пошли бы деловому сообществу на пользу, именно с ними должно советоваться Правительство, формируя стратегию выхода из экономического кризиса.

     Деловое сообщество, собравшееся на заседание Бизнес-ложи, и гости согласились с  Андреем Нечаевым по поводу того, что неплохо было бы антикризисному план появиться еще полгода назад. Ведь экономический спад в России давал о себе знать уже в 2013 году, когда нефть еще не удивляла своей дешевизною, не было санкций, не галопировал  курс доллара к рублю.
    Между тем, антикризисные меры-2015 мало чем отличаются от принятых в 2008-2009 годах. С той только разницей, что сегодня ситуация принципиально иная. Тогда задача была «пересидеть, переждать», поскольку в кризис оказались вовлечены многие страны. На этот раз, при том, что рухнувшая цена нефти коснулась, пожалуй, всех, – в серьезный кризис попала лишь экономика России.  Верить в то, что «жизнь наладится», по меньшей мере, легкомысленно. Но в качестве мер опять предлагается ручное управление, денежная помощь избранным компаниям и банкам, а вовсе не структурные реформы, не прорывные решения, которые улучшали бы предпринимательский климат. Собственно, все то, что предлагает бизнес в лице свои общественных объединений.


    Примеры этих конкретных предложений гости заседания приводили в большом количестве.  Но, как выразился Данилов-Данильян, «советовались с нами, в отличие от 2008 года, слабо, какие-то наши предложения  принимались, но с большим сопротивлением, да и работа шла спонтанно». 
    План первоочередных мер  спасения экономики обойдется бюджету в 2,3 трлн. руб. Бизнес любой величины отыщет в этой программе направления, которыми можно воспользоваться. Теоретически. Но почему нет ясности, по какому принципу, по каким правилам  эта денежная помощь делится?
    Другая сторона проблемы – антикризисный план сформулирован неконкретно, а, стало быть, оставляет широкий диапазон для трактовок.  При этом каждый его пункт вызывает вопросы. Что вы хотите этим добиться, какой ожидается результат в цифровом, в денежном  выражении?


Принявшие участие в заседании, пришли к выводу: нынешний кризис во многом рукотворный, а потому и антикризисный план вряд ли способен «открыть окно» для проведения реформ. Но в таком случае, задался вопросом Данилов-Данильян, что может в нашей стране заставить активизировать бизнес, увеличить вложения? Если, конечно,  не говорить о полезных ископаемых – эти рынки давно поделены. Ответ, убежден экономист, уже не лежит в экономической плоскости.
    Конкретные решения, спасающие экономику, уверен  Владислав Корочкин, должны делиться на несколько сегментов. Первый – это «косметические» меры: нужно сбить накал, нейтрализовать негатив, особенно в социальной сфере. 


    Второй  – формирование бизнес-климата, о чем говорится уже много лет. Только сейчас, например, «Опоре России» удалось добиться двухлетних налоговых каникул  для новых индивидуальных предпринимателей. А как важен такой базисный тезис, как  необходимость убрать этот рудимент советской экономики – статью 171 «Незаконное предпринимательство» из Уголовного Кодекса. Такой важный сигнал свидетельствовал бы об изменении бизнес-климата и отношения государства к предпринимательству.
    И третий сегмент – стратегические меры, направленные на структурную перестройку экономики, с формированием правильных ориентиров.  К сожалению, пока эти ориентиры даже не сформулированы. Не всем, констатировал Корочкин, структурная перестройка по душе. Например, строительная и энергетическая отрасли крайне не заинтересованы в переменах на принципах, давно реализуемых в мире. 
    Безусловно, шла на заседании речь и о тех секторах экономики, которые даже выигрывают от кризисной ситуации. Обладающие большим экспортным потенциалом не требуют помощи, они даже получили преимущества. Владельцы «импортозамещающих» производств, в отсутствии конкурентов пытается заполнить лакуны, хотя бы процентов на 30% и даже выдерживает повышенные кредитные процентные ставки. Кризис все-таки открывает новые возможности. Владислав Корочкин, констатировав, что в ближайшие годы увеличения рынка ожидать не приходится, продемонстрировал оптимизм: выигрывает сельскохозяйственное производство,  переработка и упаковка.
    Гораздо хуже другим, обычным предприятиям, работающим на внутренний рынок, конкурирующим между собой. Тут несложно прогнозировать череду банкротств. Самое обидное, что в эту группу попали «газели», молодые активно развивающиеся в последние годы компании. 
    Когда  заседание, как это обычно бывает, приняло форму вопросов и комментариев, горячей темой стало обсуждение причин и последствий повышенной ставки рефинансирования, установленной Центробанком и уж совсем непомерных для бизнеса, зависящих от нее банковских кредитных ставок. Фактически это означает запрет на кредит. 
    Владельцы бизнеса не скрывали своих ощущений – что многие их беды происходят от жадности банкиров  и финансовых спекулянтов. Что это едва ли не главная проблема современного бизнеса. Прав был частый гость Бизнес-ложи  Гарегин Тосунян: ключевая ставка, устанавливаемая ЦБ – ювелирная штука. С ней нужно обращаться крайне осторожно. «Но не только от нее все зависит, – добавил глава Ассоциации российских банков. Даже когда ставка была относительно низкая, бизнес находил причины для ухода. Потому что в стране нет реальной, не на словах экономической политики. Пишем одно, делаем другое. Нужно доверие».
    Наверное невозможно найти меры выхода из кризиса, устраивающее абсолютно всех: и ответственных за наполнение бюджета, и за развитие экономики, и непосредственно бизнес, и население. Порой это задачи – взаимоисключающие. Но требовать от правительства разумных стратегических программ можно и нужно.
    В заключении Олег Матвеев предложил встретиться в этом составе, скажем, через полгода и проанализировать, прислушается ли Правительство к предложениям организаций, представляющих малый и средний бизнес, и как антикризисные меры не на словах, а реально влияют на экономику страны.

Оставить комментарий
Другие новости

ФАС: «ОПОРА РОССИИ» должна выступить оператором нацпроекта МСП

Глава «ОПОРЫ РОССИИ» Александр Калинин выступил модератором секции «Национальный проект "МСП и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы"». О том, как проходит исполнение нацпроекта, какие риски и проблемы появляются в ходе его реализации, говорили участники сессии, прошедшей в рамках Первой Всероссийской научно-практической конференции Общественных советов ФАС России.

6 Декабря 2019

Виталий Мутко: Правительство поддерживает предложение «ОПОРЫ РОССИИ» рефинансировать старые кредиты для МСП под 8,5%

Президент «ОПОРЫ РОССИИ» Александр Калинин принимает участие в пленарном заседании «Экономика СКФО: реализуя цели национального развития». Отвечая на вопрос, достаточно ли механизмов предоставления поддержки предпринимателям, предусмотренных национальным проектом для развития бизнеса на Северном Кавказе, Александр Калинин отметил, что представители МСП видят, что меры господдержки работают.

4 Декабря 2019

«ОПОРА РОССИИ» и Минкавказ проведут ликбез по мерам господдержки

Первый день XVI Съезда лидеров «ОПОРЫ РОССИИ» завершился пленарным заседанием. Основной его темой стало развитие малого и среднего предпринимательства в Северо-Кавказском федеральном округе, реализация в регионе нацпроекта МСП и популяризация мер господдержки. Пока регион заметно отстает в развитии малого и среднего бизнеса от общероссийских показателей.

4 Декабря 2019