Олег Марков: "Доля малого бизнеса в ВВП в размере 55% - достижимая величина"

27 Ноября 2014

Доля малого бизнеса в ВВП в размере 55% -  достижимая величина, и возможности для увеличения этой доли в России с нынешних 21% вполне реальны, считает директор по реализации и маркетингу «Коммерческие автомобили – Группа ГАЗ» Олег Марков. Он рассказывает о том, как создать необходимые для развития бизнеса условия и какие возможности важно не упустить. 

«Группа ГАЗ» – крупнейший производитель коммерческого транспорта в  России, лидер автомобилестроительной отрасли страны. Мы выпускаем легкие и среднетоннажных коммерческие автомобили, автобусы, грузовики, силовые агрегаты и автокомпоненты.

Исторически ГАЗ производит коммерческие автомобили для бизнеса. Мы крайне заинтересованы в развитии малого и среднего бизнеса в России, так как  именно эти сегменты являются нашей целевой аудиторией, 60% наших клиентов – частные предприниматели. Мы понимаем, что только с развитием данного сектора экономики ГАЗ  можем продолжать развиваться сам.

Мы видим реальные перспективы у малого бизнеса в России. Опыт западных стран показывает, что доля малого бизнеса в ВВП в размере 55% -  достижимая величина, и возможности для увеличения этой доли в России с нынешних 21% вполне реальны.

Аналогичные показатели для сравнения:

 - доля занятых в малом бизнесе в России на данный момент 25% против 60% в странах ЕС,

 - количество субъектов малого бизнеса на 1000 человек в России 12 против 40 в странах ЕС,

 - количество легких коммерческих автомобилей на 1000 человек в России 16 против 100 в Европе.

Малый и средний бизнес традиционно тесно связан с автомобилями и автомобильными перевозками – как напрямую, так и косвенно.

Помимо стандартных, хорошо известных, популярных и развитых направлений с использованием автомобильного транспорта – грузовые перевозки и грузотакси, пассажирские перевозки - существуют и такие направления, разработка которых может стать настоящей находкой для регионов в плане развития и поддержки предпринимательства. При этом новые направления бизнеса требуют со стороны муниципалитетов, региональных и государственных властей особого внимания и поддержки. Речь, в первую очередь, идет о мобильной торговле, выездном питании и различных сервисных услугах.

Это достаточно новое направление для России, а, значит, существует вакантная рыночная ниша, предоставляющая уникальную возможность быть ближе к клиенту, не требующая больших инвестиций на этапе вхождения в бизнес, имеющая минимальные риски. Этот вид бизнеса интуитивно понятен, достаточно предсказуем, легко поддается расчету, прогнозированию и планированию.

Развитие мобильных видов бизнеса для муниципальных образований может одновременно помочь в решении нескольких задач:

  • Первое – это привлечение новых начинающих предпринимателей. В условиях, когда достаточно трудно найти новую, эффективную и вместе с тем понятную идею нового бизнеса, мобильная торговля может стать тем самым реалистичным и перспективным вариантом.
  • Второе – повышение конкурентоспособности и дополнительное развитие производителей продуктов питания (снижение зависимости от сетевого ритейла).
  • Третье – предоставление жителям региона более качественных услуг (в нужном месте, в нужное время, высокого качества и выгодным ценам)

Кроме того, развитие мобильного бизнеса окажет значительно влияние на развитие отечественной автомобильной промышленности и связанных с ней бизнесов (производители автокомпонентов, производители специальных надстроек, автосервисы и т.д.)

По нашему мнению, для получения положительного результата необходимо решить три основные задачи:

  • изменение законодательной базы,
  • предоставление начинающим предпринимателям доступных условий финансирования покупки автомобильной техники и другого необходимого оборудования,
  • информирование и консультирование потенциальных агентов о возможностях и преимуществах организации мобильного бизнеса.

Сейчас торговля «с колес» не имеет однозначного статуса, отсутствует законодательная база на федеральном уровне для регулирования данного вида деятельности. Основная проблема – транспортные средства относятся к нестационарным торговым объектам (НТО), включающим всю торговлю вне капитальных строений. По этой причине они страдают от излишних требований. В частности, их нужно включать в локальную схему размещения НТО, заключать договор аренды земельного участка, проводить торги. Получается, что мобильная торговля не может функционировать в соответствии со своим названием. На данный момент Минпромторг, озаботившись проблемами ведения мобильного бизнеса в стране, приступил к разработке проекта постановления Правительства о порядке торговли с использованием транспортных средств.

Как я уже говорил, еще одним немаловажным фактором, который будет способствовать развитию данного вида бизнеса, является создание доступных условий финансирования покупки автомобилей и оборудования. В этом процессе должны участвовать как банки и лизинговые компании, так и государственные структуры. Основная потребность начинающего бизнеса заключается, прежде всего, в получении льготных условий по кредиту и лизингу, субсидировании ставок, а также получение дополнительных гарантий.

В принципе мы рассматриваем направление мобильного бизнеса не просто как продажу  автомобиля с надстройкой, а как комплексное решение для бизнеса, которое включает в себя:

  • описание бизнес идеи,
  • бизнес план,
  • описание порядка организации бизнеса,
  • максимально конкурентоспособное базовое шасси,
  • надстройку, изготовленную под индивидуальные требования заказчика,
  • выгодные условия покупки,
  • эффективную поддержку клиентов на этапе эксплуатации автомобилей,
  • программы обновления парка на выгодных условиях.

И наконец, третья задача – это повышение информированности потенциальных предпринимателей о возможностях и преимуществах организации мобильного бизнеса. Информация эта, по нашему мнению, должна быть достаточно подробной и содержать не только организационно-правовые вопросы, но и примеры конкретных вариантов бизнеса, а также сведения обо всех доступных мерах господдержки.

В рамках этой работы мы предлагаем свои возможности, ресурсы и продукты бизнес-сообществам, общественным и государственным организациям по поддержке малого и среднего бизнеса. Вместе мы можем проводить мероприятия для малого и среднего бизнеса, разрабатывать варианты бизнес-планов под нужды клиентов, осуществлять поиск новых партнеров и т.д.

Группа ГАЗ уже сейчас принимает активное участие в мероприятиях "ОПОРЫ РОССИИ", бизнес-инкубаторов, Деловой среды, проектах Сбербанка.  Мы сотрудничаем с Министерством промышленности и торговли РФ в вопросе урегулирования деятельности мобильных торговых точек.

Очевидно, что ситуация с малым бизнесом в России будет меняться в лучшую сторону!

И все участники этого процесса должны быть готовы к этим изменениям и к существенному  развитию мобильного бизнеса.

Задача муниципальных образований - оказывать содействие в упрощении схемы работы по данному направлению в регионах, информировать и консультировать потенциальных предпринимателей, привлекать льготное финансирование под проекты.

Задача ГАЗа, как производителя техники, – предложить предпринимателям не просто автомобиль, а комплексное решение для бизнеса, предложить выгоду на всех этапах ведения бизнеса. 

"ОПОРА РОССИИ":

Встреча с представителями бизнес-сообщества на форуме «Территория бизнеса – территория жизни» во Владивостоке, Ставрополе, Екатеринбурге в августе-октябре 2014.

Сбербанк,  Деловая среда:

  1. Молодежный форум «Селигер-2014». Презентация возможностей ГАЗ для реализации новых проектов  Сбербанка «Начни свой бизнес». Проведение конкурса на лучшую бизнес-идею.
  2. Он-лайн конференция (вебинар) для представителей малого бизнеса в регионах
  3. Совместная работа по подготовке типовых бизнес-решений по мобильным видам бизнеса.

Бизнес-инкубаторы:

  1. Участие в Российско-американском форуме по бизнес-инкубаторству, октябрь 2014.
  2. Начало совместной работы с региональными бизнес-инкубаторами по развитию малого и среднего бизнеса – разработка типовых бизнес-решений.

Министерство промышленности и торговли РФ

Участие в рабочей группе по разработке постановления Правительства о мерах, регулирующих деятельность средств мобильной торговли.

Оставить комментарий
Другие новости

Вице-президент "ОПОРЫ РОССИИ" Азат Газизов о том, как не оказаться в аутсайдерах в современном мире

В бум цифровой экономики требуются новые компетенции и умения. Система образования не поспевает за стремительным развитием технологий. Любые знания устаревают через 2-3 года. В начале года Всемирный банк представил доклад, в котором обозначил отсутствие непрерывного образования как основную преграду для быстрого развития экономики в России. Как не оказаться в аутсайдерах и успевать за быстро меняющимся миром, для «ФедералПресс» прокомментировал председатель общероссийского объединения работодателей «Союз производственных компаний России», вице-президент "ОПОРЫ РОССИИ" Азат Газизов:
7 Декабря 2017