Надия Черкасова: "Кризис, затишье или рост — для настоящего предпринимателя это не имеет значения"

17 Октября 2016

Член Президиума "ОПОРЫ РОССИИ", член правления ВТБ24, директор департамента обслуживания клиентов малого бизнеса Надия Черкасова о новых нишах на миллиард для предпринимателей.

 

Совместный конкурс "Коммерсанта" и ВТБ24 "Ниша на миллиард" в этом году проводится в третий раз. Можно сказать, что мы с вами закладываем новую традицию для малого и среднего бизнеса...

— Действительно, мы планировали сделать конкурс ежегодным, и я рада, что нам это удалось. Задачи конкурса — найти лучших представителей малого и среднего бизнеса и продемонстрировать предпринимательскому сообществу, какие продукты и услуги востребованы на рынке, а также какие ниши открываются в разных сферах бизнеса. Для ВТБ24 конкурс — отличное поле для исследований, с тем чтобы предложить нашим клиентам новые продукты.

За прошедший год они у вас появились?

— Да, например, на встрече с финалистами конкурса мы поняли, что наши клиенты хотят знать больше о тех, кому они отдают свои деньги. Так, среди наших услуг появилась проверка контрагента. Также мы развиваем так называемый marketplace для малого бизнеса, когда банк становится площадкой взаимодействия для участников рынка: предприниматель может подключить себе облачную бухгалтерию или получить юридическое сопровождение бизнеса.

Как бы вы оценили состояние малого и среднего бизнеса по итогам конкурса прошлого года?

— Мы увидели необыкновенную активность предпринимателей, их желание делать новые проекты и открывать для себя новые возможности. Но и в работе с нашими клиентами, а у нас в банке обслуживается 280 тыс. предпринимателей, мы видим прогресс. По объему выдачи кредитов мы вернулись на докризисный уровень. Например, в этом году мы профинансируем проекты в сегменте малого бизнеса примерно на 114 млрд рублей. Средний размер одного кредита — 12-13 млн рублей, то есть это несколько десятков тысяч проектов.

Чем определяется выбор ниш бизнеса в этом году? Например, необычной ниши "Бизнес-мама" — для женщин, которые имеют детей и ведут свой бизнес.

— В России женщины составляют более 50% трудоспособного населения, а по уровню развития женского предпринимательства Россия находится лишь на 56-м месте в мире. И все же мы видим, что женщин, которые начинают думать о своей реализации не только как матери, но и как предприниматели, становится все больше, и они очень активны — некоторые планируют открыть свое дело, еще находясь в декретном отпуске. Зачастую бизнес мам-предпринимателей так или иначе связан с детьми. У этой ниши — большой потенциал, и мы бы хотели посмотреть, какие новые проекты в ней открылись.

Ниша "Lifestyle — сервисы и услуги" тоже очень интересна: с одной стороны, нам хочется узнать о новых проектах в традиционных направлениях этой сферы — парикмахерские услуги, косметология, бьюти-процедуры, с другой — мы бы хотели выявить такие стартапы, о которых никогда не слышали. Это может быть все что угодно — прокат электровелосипедов, сервисы по подготовке путешествия или организации праздника, образовательные услуги.

На мой взгляд, такая активно развивающаяся бизнес-модель, как "франчайзинг", незаслуженно обделена вниманием, поэтому в этом году мы ввели в конкурсе соответствующую нишу. Очень важно, когда предприниматель начинает свое дело и уже на этапе стартапа задумывается, как его бизнес будет масштабироваться. Я считаю, эта ниша позволит нам открыть новые яркие звезды, о которых все еще услышат.

Название ниши "Информационные технологии для бизнеса" говорит само за себя. Что касается "Производства продуктов питания": сейчас есть много направлений, которые сочетают в себе и производство, и консалтинг в сфере здорового образа жизни.

Открывать бизнес в нынешнее время не самая простая задача, но, с другой стороны, легких времен для бизнеса не существует. По вашему мнению, какими качествами сегодня должен обладать предприниматель, чтобы быть успешным?

— На мой взгляд, для предпринимателя важны такие качества, как увлеченность, многозадачность и, конечно, способность двигаться вперед не только в соответствии с намеченным планом, но и оперативно реагировать на вызовы. Всем предпринимателям я бы рекомендовала прочесть книгу Гая Кавасаки "Стартап по Кавасаки: проверенные методы начала любого дела". В ней есть ответы на многие вопросы, необходимые бизнесмену: как найти идею, какую выбрать бизнес-модель, как найти партнера, что такое бутстрэппинг и многое другое.

Вообще, я считаю, что если у тебя есть идеи, амбиции и хотя бы один единомышленник, то неважно, какая погода на дворе. Кризис, затишье или рост — для настоящего предпринимателя это не имеет значения. Часто кризис на самом деле является периодом возможностей: когда очень многие замирают в ожидании, другие активно развиваются.

ЕЛЕНА СЕРЕБРЯКОВА

Подробнее:http://www.kommersant.ru/doc/3114135

Оставить комментарий
Другие новости

Эдуард Омаров: "Ребенку надо разрешать с детства пробовать профессии"

Встреча и общение по теме наставничества случилась на инвестиционной площадке «Боровский», куда приехали депутаты Тюменской областной Думы. Им удалось увидеть, как идет развитие экономических зон в Тюменской области, как реализуется закон по инвестиционному развитию региона, получить ответы на различные вопросы от представителей Департамента инвестиционной политики Тюменской области.

26 Июля 2018

Президент "ОПОРЫ РОССИИ" прокомментировал телеканалу РБК новый национальный проект для малого бизнеса, имеющий серьезное значение для всей экономики страны

Ранее глава "ОПОРЫ РОССИИ" принял участие в в заседании президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам, который провел Председатель Правительства Российской Федерации Дмитрий Медведев.

На повестку дня было вынесено обсуждение параметров национальных проектов «Повышение производительности труда и поддержка занятости» и «Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».


18 Июля 2018