Михаил Орлов: "Деофшоризационная кампания не будет в полной мере реализована, если мы не создадим в России действительно благоприятный климат для предпринимателей"

10 Ноября 2015

О том, какие документы, способные повлиять на работу компаний, могут быть приняты в ближайшее время и удались ли масштабные налоговые проекты, которые планировалось воплотить в 2015 году, рассказал "РГБ" председатель Экспертного совета по налоговому законодательству Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам, руководитель комитета по учету и налоговому администрированию "ОПОРЫ РОССИИ" Михаил Орлов. Источник Российская газета

- Недавно вы участвовали в дискуссии в Торгово-промышленной палате, посвященной законопроекту, которым запрещается включать в налоговую базу по НДС и налогу на прибыль суммы по сделкам, совершенным исключительно в целях ухода от налогов. В чем суть документа?

- Суть предложенного подхода в том, что когда мы смотрим на налоговые обязательства налогоплательщика и оцениваем правомерность получения им налоговой выгоды, мы должны анализировать не только представленные документы, но и суть самой операции. Идея этого документа правильная. Она культивируется в нашей судебной практике почти десять лет - с 2006 года. Предложение автора законопроекта не уменьшать налогооблагаемую базу, в случае если основной целью совершения какой-то хозяйственной операции является уклонение от уплаты налога, это абсолютно справедливая позиция.

- При этом целый ряд экспертов выступили против этого документа. С чем это связано?

- Есть некоторые сомнения относительно того, достаточно ли корректно используют авторы законопроекта термин "основной целью", потому что целей может быть несколько. Например, я могу продать имущество, а могу сдать его в лизинг. При этом лизинг будет сопровождаться некими налоговыми послаблениями, в частности более благоприятным порядком амортизации этого имущества. Получается, что результаты этой сделки могут не признаваться для целей налогообложения. В этом основная претензия к документу. Нужно найти такую словесную конструкцию, которая бы исключила возможные перегибы со стороны налоговых органов.

Вторая претензия - это новые требования к проверке документов. Есть ситуации, когда директор Иванов, а подписал первичный документ Петров. Такую информацию легко проверить, и если компания этого не сделала, то несет ответственность. А есть случаи, когда у компании директор Иванов и документ подписан Ивановым. И уже после почерковедческая экспертиза покажет, что подписавшим был вовсе не Иванов. Так вот законопроект за такое нарушение возлагает ответственность на того, кто принял документ к учету. Это неправильно. Все-таки компании не должны на входе документа в офис проводить почерковедческую экспертизу.

Кроме того, неблагоприятные последствия должны наступать только в том случае, если компания знала или должна была знать, что ее контрагент нарушает закон.

- Что этот документ изменит в работе компаний?

- Сейчас я заключаю сделку с контрагентом и должен просто убедиться, что такой контрагент существует и что от его имени имеют право выступать вполне конкретные физические лица. Для этого у меня есть инструментарий. Если вступит в силу этот законопроект, мне будет недостаточно знать, что есть некая компания и у нее генеральный директор Иванов. Мне нужно будет знать, что действительно Иванов подписал этот документ. Как я буду это делать? Пока не очень понятно.

Очевидно, что я не могу проводить почерковедческую экспертизу по каждому документу. Как минимум мне понадобятся для этого образцы почерка Иванова. Я буду, видимо, пытаться взять с Иванова честное слово, что именно он подписал документ. А еще лучше, если он будет подписывать документы в моем присутствии или в присутствии нотариуса. Если речь идет о крупной компании, маловероятно, что мне разрешат присутствовать при подписании документа, к примеру, лично президентом крупной корпорации. А без этого присутствия я не смогу быть уверенным, что закорючка, которая стоит напротив фамилии президента, сделана им.

Конечно, я утрирую. Но на самом деле компании нужно будет предпринимать какие-то действия, направленные на удостоверение, что конкретный документ подписало конкретное лицо. Одной фамилии в графе "расшифровка фамилии" станет недостаточно.

Главное, я не понимаю, зачем это нужно. Явных схем в этой области уже нет. Судебная практика и применение пункта 10 Постановлеия Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 г. N 53 уже выработала эффективный подход по борьбе со злоупотреблениями в налоговой сфере, когда нарушение закона осуществляется контрагентом налогоплательщика. Мне кажется, закон должен просто воплотить в кодексе эту судебную концепцию.

- В начале лета ставился вопрос об упрощенной уплате НДС малыми и средними компаниями. Тогда Министерство финансов РФ выступало против, "ОПОРА России" и вы высказывались за это изменение. На какой стадии этот законопроект?

- Сейчас идет достаточно жаркая дискуссия между бизнесом и минфином. Причем на стороне бизнеса выступает минэкономразвития. Я присутствовал на совещании, где минфин поставил бизнесу задачу: просчитать возможные злоупотребления, которые могут быть сопряжены с нововведением, и выпадающие доходы бюджета. Я считаю, что это задача, которую исполнить невозможно. Но недавно в аппарате Уполномоченного по защите прав предпринимателей мне сообщили, что минфин уже не выступает категорически против внесения таких изменений. Поэтому я считаю, что тема не умерла. И общественные организации, такие как "ОПОРА России", Уполномоченный по защите прав предпринимателей, настаивают на принятии этой нормы. Я надеюсь, что мы добьемся понимания со стороны минфина. Хотя дискуссий будет еще много.

- Эта норма действительно приводит к выпадающим доходам бюджета? Я считала, что это некая техническая поправка, которая увеличит возможности малого и среднего бизнеса.

- Сегодня компании, которые участвуют в промышленной и технологической цепочках, крайне редко применяют упрощенную систему налогообложения именно из-за НДС. Но минфин боится, что если мы разрешим упрощенцам применять НДС, это приведет к тому, что даже серьезные компании, которые сегодня применяют общий режим налогообложения, будут переходить на "упрощенку". Соответственно, это приведет к снижению остальных налогов: налога на прибыль, налога на имущество. Но эти опасения напрасны, крупные компании не поделишь на тысячи мелких. Мы пытаемся донести это до минфина.

- Какие еще важные для бизнеса законопроекты находятся на обсуждении?

- В течение года обсуждалась корректировка так называемых правил тонкой капитализации. У нас есть особые правила, ограничивающие учет процентов в составе затрат. Это сделано для того, чтобы под займы и проценты налогоплательщик не маскировал выплату дивидендов. Но на практике получается, даже если я беру кредит в независимом банке и при этом иностранная компания, аффилированная со мной, выступает поручителем, то не могу учесть все проценты в составе своих расходов для целей налогообложения, а только их часть. На мой взгляд, сегодня у нас ощущается недостаток финансовых ресурсов. Неплохо было бы немножко ослабить эти правила с тем, чтобы налогоплательщик мог брать деньги в независимых банках без каких-либо негативных налоговых. Соответствующий законопроект сейчас прошел первое чтение, готовится ко второму. Если он будет принят, это будет способствовать притоку в Россию кредитных средств.

- Если он пройдет в осеннюю сессию, то вступит в силу с 1 января 2016 года?

- Да. Мы очень рассчитываем на это.

- Сейчас обсуждается вопрос уплаты НДС с авансовых платежей. В чем проблема с существующими нормами уплаты налога?

- Бизнес уже неоднократно ставил вопрос о необходимости отмены налогообложения авансовых платежей. Сейчас, когда платишь своему контрагенту аванс, то он, еще не совершив отгрузки, уже обязан с этого аванса заплатить налог в бюджет. Это отвлекает оборотные средства. Изменить уплату НДС с авансовых платежей предлагается с 2004 года и сейчас этот вопрос снова на обсуждении. Но правительство выступает против, ссылаясь на выпадающие доходы бюджета.

- Как меняет налогообложение этот законопроект?

- Предлагает облагать НДС только реальную отгрузку. А не денежные средства, которые получены в виде аванса.

- Есть ли документы, которые негативно скажутся на бизнесе? Каких изменений компаниям следует опасаться?

- В качестве законопроекта, который обсуждается со знаком "минус", можно привести изменения в статью 199 Уголовного кодекса РФ, в которую предлагается ввести квалифицированный состав - уклонение от уплаты налогов с использованием трансфертных схем или контролируемых иностранных компаний.

С юридической точки зрения, не очень понятно, почему такая специфическая форма уклонения от уплаты налогов должна существовать. Если мы считаем, что ущерб от преступления в виде уклонения от уплаты налогов заключается в том, что в бюджет не поступили какие-то средства, то какая разница, из-за каких действий эти средства не поступили. Ущерб государства одинаков. Поэтому сам по себе способ уклонения не столь важен.

- Некоторое время вы лично говорили о том, что наиболее мобильный российский бизнес предпочитает не использовать российскую юрисдикцию для ведения дел. Как дело обстоит сегодня? Законодательные ограничения способствуют возврату бизнеса на родину?

- Крупный бизнес действительно отказывается от своих офшорных активов: пытается вернуть их в Россию либо готов платить налоги в России. Что касается среднего бизнеса, то там все не так однозначно. Ведение деофшоризационных норм заставляет многих олигархов регионального масштаба просто сказать: хорошо, если мои зарубежные активы будут облагаться в России только потому, что я живу в России, тогда я не буду жить в этой стране и уезжаю в другую страну. Для того чтобы выйти из-под деофшоризационного закона, достаточно просто проживать постоянно за рубежом, даже имея российское гражданство. Через 83 дня нахождения за границей гражданин перестает быть российским налоговым резидентом, и соответственно компания, которая ему принадлежит, не будет выплачивать в России никаких налогов, предусмотренных деофшоризационным законом. Такие случаи есть, и они не единичны. Деофшоризационными законами мы с вами создаем мотивацию для физических лиц менять свое налоговое резидентство.

- Как сделать более эффективным деофшоризационное законодательство?

- Необходимо создать благоприятный климат в России. Я все больше убеждаюсь в том, что правительство делает ставку только на запретительные меры. Но бизнес должен возвращаться, потому что ему интереснее заниматься бизнесом здесь в России, а не потому, что он должен испугаться работать за рубежом. И в этой связи, как мне кажется, деофшоризационная кампания не будет в полной мере реализована, если мы не создадим в России действительно благоприятный климат для предпринимателей. Тем более что у нас создается Евразийский союз, который предполагает отсутствие границ. У бизнеса появляется определенная альтернатива в выборе налоговой системы на всей территории этого союза. Даже сейчас мобильный бизнес, бизнес из приграничных с Казахстаном территорий, перетекает за границу, подтверждая тем самым, что в России бизнес-климат менее привлекателен, чем в Казахстане. Мы должны справиться с такой ситуацией - предложить конкурентные по сравнению с нашими соседями условия для бизнеса.

Оставить комментарий
Другие новости

Эдуард Омаров: "Ребенку надо разрешать с детства пробовать профессии"

Встреча и общение по теме наставничества случилась на инвестиционной площадке «Боровский», куда приехали депутаты Тюменской областной Думы. Им удалось увидеть, как идет развитие экономических зон в Тюменской области, как реализуется закон по инвестиционному развитию региона, получить ответы на различные вопросы от представителей Департамента инвестиционной политики Тюменской области.

26 Июля 2018

Президент "ОПОРЫ РОССИИ" прокомментировал телеканалу РБК новый национальный проект для малого бизнеса, имеющий серьезное значение для всей экономики страны

Ранее глава "ОПОРЫ РОССИИ" принял участие в в заседании президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам, который провел Председатель Правительства Российской Федерации Дмитрий Медведев.

На повестку дня было вынесено обсуждение параметров национальных проектов «Повышение производительности труда и поддержка занятости» и «Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».


18 Июля 2018