Даниэль Башмаков

10 Октября 2016

Первый электробайк России родом из Кубани

Первый электробайк России родом из Кубани

Первый российские электромотоциклы в их предсерийном варианте уже готовы. Три экспериментальных образца российской марки Deller Cross 80 испытаны в экстремальных условия спортивной трассы в «Орленке», на нескольких выставках профессионалами, знатоками и показывают отличные свойства. Еще четыре экземпляра в стадии производства. Максимальная скорость, которую развивают байки на электрической тяге, - 150 километров в час. Аккумулятор заряжается 4 часа, и этого хватает на 200 километров пробега. Задача предприятия – выйти на серийное производство и удешевить вдвое стоимость производства электробайков.

Новое слово в электротехнике

Новым словом готов обогатить русский язык Даниэль Башмаков, венчурный инвестор первого российского мотоцикла на электрическом ходу из кубанского Кореновска: «В сущности, это уже не электромотоцикл, так как привычного «мото» (бензинового мотора) в нем нет. Движение этого транспортного средства обеспечивается триадой: электродвигатель + аккумулятор + контроллер с программным обеспечением. Правильнее называть наш байк словом «электроцикл».»

Технический гений компании, за которой закреплен приоритет изобретения, изготовления и марки первого российского электробайка, – московский инженер Владимир Петров. В свое время он, большой любитель мотокросса, решил сделать подарок сыну - смастерить для него емкий и шустрый электробайк. И получилась вполне ладная модель. Один из первых опытных образцов электродвигателя развивал мощность около 9 кВт. Образцы двигателя поновее, созданные уже в сотрудничестве с кубанским инвестором, обладают мощностью 15 – 50 кВт при весе в 7,3 кг.

«В России, конечно, есть электродвигатели, но они тяжелые, маломощные и дорогие. Наш конструктор избавил двигатель от этих недостатков, внеся оптимизацию в общую известную схему электродвигателя. Ко всему он принципиально изменил систему охлаждения», - рассказывает Даниэль. Совместными усилиями специалистов кореновской компании и московского изобретателя был разработан контроллер управления, представляющий сложный программно-аппаратный комплекс. Софт для управления двигателем и аккумуляторной батареей делает предприятие Даниэля Башмакова – компания «Амулет»:

- Сложная математическая модель позволяет мгновенно изменять мощность на валу двигателя в соответствии с сигналами с органов управления. Торможение двигателем, зарядка батарей при движении под уклон, слежение за скольжением колеса, экономичное расходование электроэнергии - это список функции прошивки, который реализован в контроллере «INPOS M40». И это то, что отсутствует у зарубежных аналогов, - говорит инвестор.

В настоящее время компания «Амулет» подала документы на получение патента на схему контроллера и его компоновку. А на программы управления контроллером и аккумуляторной батареей уже получены свидетельства о государственной регистрации программы для ЭВМ в Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам.

Управлять электроциклом легко не только потому, что в нем нет коробки передач, сцепления и топлива, он просто легкий. Общий вес электроцикла – 63-85 кг, в зависимости от емкости аккумулятора. Электрический байк исключительно воспитанная машина - не умеет рычать и выбрасывать в воздух отходы сгорания бензина. Ему не нужны никакие масла. Он пробегает по городу на одной подзарядке до 200 км. Его аккумуляторная батарея заряжается ровно также, как мобильный телефон – от сети в 220 вольт примерно за 4 часа. В нем практически нечему ломаться, так что в перспективе его оценят технически непродвинутые водители.

И все, что можно сказать о российском электроцикле, можно описать словами «приоритетно», «красиво», «уникально», «мощно» и «лучше». Проект нравится всем. «Вы делаете будущее!» - говорят Даниэлю. А дальше?

… Дальше начинается скучная история поиска инвестиций, на серийное производство, для начатого и отлично зарекомендовавшего себя проекта. Обычная история Левши в своем Отечестве.

Стэп, байк…стэп

Сегодня один электроцикл обходится компании вдвое дороже, чем могло бы быть при серийном производстве. Расчёты тут простые: к примеру, иные детали серийным тиражом компания могла бы производить не дороже тысячи за штуку, а пока приходится платить за штучную работу по 30-40 тыс. В компании посчитали, что цена серийного образца должна держаться в пределах 390 тыс. рублей. Это низкая цена для мотоцикла хороших параметров. Причем, изготовитель планирует разнообразить ассортимент и выпустить модельный ряд электротранспорта: кроме электроциклов еще и электровелосипеды, электромокики, которые будут существенно дешевле уже представленных на рынке.

- Первый инвестор проекта я, - говорит Даниэль Башмаков, - и в проект уже вложено немало – более 50 млн, а для первичной серии из 1500 штук необходимо - 350 млн рублей. И мы ищем инвестиции везде: в банках, в фондах, у частных инвесторов. У нас все по-серьёзному. Мы сделали предсерийные образцы. Разработали конструкторскую документацию: есть спецификации на весь мотоцикл и комплектующие. Электроцикл получился красивым, мы и дизайн разработали сами. Наша модель выгоднее зарубежных аналогов. Назову несколько электробайков, которые уже выпускают серийно: KTM Freeride E, Zero FX zf5.7 , Brammo Enertia, Zero DS zf8.5.Однако на российском рынке наши электромотоциклы являются первыми.

При этом, сравните: первый австрийский «серийник» KTM Freeride Е стоит от 9,5 до 12, 5 тыс. долларов, наш - 4,5 - 6,0 тыс. долларов. При этом, наш мощнее, легче и тяга у него выше. Сравним мощность мотора (в кВт): KTM Freeride E - 22; Zero FX zf5.7- 33; Brammo Enertia - 13; Zero DS zf8.5 - 40, Deller Cross – 40.

По тем же маркам - крутящий момент на колесе (в нм): KTM Freeride E - 95; Zero FX zf5.7 - 120; Brammo Enertia - 40; Zero DS zf8.5.- 92 и наш, российский, Deller Cross -140. Высокий крутящий момент двигателя обеспечивает электробайку отличную динамику разгона уже при низких оборотах вращения коленчатого вала, а также существенно увеличивает тяговые характеристики силового агрегата, что сказывается на повышении грузоподъемности байка и его проходимости. Эксперты считают этот показатель более важным, чем мощность двигателя. Наш электроцикл обгонит самый скоростной из всех перечисленных зарубежных байков Zero FX zf5.7, их модель разгоняется до 137 км/ч, а российский до 150 км/ч.

На российской модели спортсмены соревновались в неофициальных заездах с бензиновыми «одноклассниками», и электроцикл оказался быстрее. Он легкий, юркий, скоростной. Особый восторг электроцикл российского производства вызвал у серебряного призера чемпионата мира по ралли-рейдам — обрусевшего француза Арно Жакара, который захотел проехать на российском электробайке трассу ралли-рейда Париж-Дакарр. Изготовители не исключают такой возможности.

Казалось бы, имея такие козыри на руках, создатели первого российского электробайка могли бы быть обласканы инвесторами, жаждущими вложить средства в крутой проект, и ими засыпаны купюрами. Ан, нет.

Фонды и банки, называющие себя друзьями инноваторов, в отличие от самих предпринимателей, рисковать деньгами не хотят. Требуют залогов и гарантий такого объема, что, если бы проект не пошел, кредиторы нажились бы на нем с коэффициентом 2.

Получить инвестиции на инновационные разработки по линии господдержки из бюджета родного края не удалось. Даниэль Башмаков приводит в качестве примера историю с приобретенным в лизинг новым фрезерным станком, стоимость которого около 4 млн. рублей. Пока его не было, по 2-3 месяца стояли в очереди на выточку деталей на нескольких московских производствах. Все это сильно тормозило проект и выливалось в дополнительные расходы. Зато едва купили станок, как в компанию обратились несколько представителей краевых и столичных предприятий с просьбой изготовить детали и им. А это уже прямой доход предприятию!

«Мы с большим трудом ищем инвестора. И сегодня как никогда близки к цели. Нашлись люди, поверившие в нас, в наш новаторский современный проект! Теперь мы знаем, что и до серийного выпуска электроцикла расстояние невелико!», - говорил Даниэль Башмаков.

Увы, вот так неторопливо: стэп бай стэп – движется к отечественному потребителю самый быстрый электрический байк России.

Байки про электробайки

Электротранспорт – это новая идеология жизни. Не только экологический переворот в сознании: оказывается, можно передвигаться, не засоряя вредными выбросами атмосферу, но и принципиально новая экономическая транспортная модель: снижение затрат на заправку, покупку и смену масел, ремонт деталей, которых попросту нет в электротранспорте. Это конец шумового загрязнения городов. Электротранспорт – это сладкая мечта городов, задыхающихся в чаду выбросов от двигателей внутреннего сгорания.

И вот они – мечты в экспертных оценках. Специалисты Подкомитета по стратегическим инновациям в автомобильной сфере ТП РФ считают, что к 2020 году доля электротранспорта может достигнуть 10% от общего числа автомобилей в мире. А стоить электромобиль будет дешевле автомобиля с двигателем внутреннего сгорания такого же класса. К этому времени в Японии электромобили будут составлять до 20% от общей доли новых проданных машин. Лидером по количеству электротранспорта будет Китай — число электрокаров там достигнет 5 млн. При условии прихода на российский рынок других игроков к 2020 году в России будет минимум 200 тыс. электромобилей (10%). Исследователи в области ценовой политики электромобилей и электромотоциклов сообщают, что по прогнозам стоимость аккумуляторных батарей, используемых в электротранспорте и подзаряжаемых гибридах к концу десятилетия снизится на 45%, а стоимость самих электротранспортных средств упадет на 30%-40%. Такие вот прогнозы….

Правительство РФ, как может, стимулирует приход эры экологически чистого транспорта. Так, правительственная комиссия по экономическому развитию и интеграции сохраняла нулевые пошлины на ввоз электромобилей в РФ в 2015 году и продлила эти льготы еще на текущий год. Вместе с тем, продажи электрокаров в России заметно просели (на 36,3%) за год. По данным аналитического агентства «Автостат», за 10 месяцев 2015 года в России было продано 100 электрокаров, в то время как за аналогичный период 2014-го — 157 штук. С января по октябрь 2015 года Model S американской Tesla купил 51 покупатель, в то время как за тот же период 2014 года это 72 электрокара. На втором месте с 2014 года держится I-MiEV компании Mitsubishi — пока в 2015 году она успела продать 15 штук, за январь-октябрь 2014 года ушли 28 машин. Вместе с I-MiEV сдала позиции и Nissan Lief (13 машин в 2015 году, в 2014-м — 19).

Более чем на 50% упали продажи (пока распространяется только среди корпоративных клиентов) модели первого отечественного электромобиля El Lada от «АвтоВАЗа» — с 36 автомобиля в 2014 году до 14 штук в 2015-м.

Странно получается: импортному электротранспорту зеленый свет в виде отмены пошлин, а своим – выживайте, как умеете?

Ко всему для торжества идеи электротранспорта на дорогах не хватает самого главного – пунктов подзаправки - зарядных станций.

Сдвиги, впрочем, есть. Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы сообщил об открытии в столице первой зарядной станция для электромобилей. Говорят, к концу 2016 года их число достигнет 200 штук. А до конца 2018 года планируется установить тысячу зарядных станций и в 10 российских регионах. Можно предположить, что в число этих регионов войдет Краснодарский край, как регион с самым продолжительным сезоном теплой погоды, хороших дорог и освоенных туристических маршрутов – то, что нужно электробайкеру.

«Самым многообещающим типом автомобиля в будущем можно считать электрический, но пока он ещё недостаточно усовершенствован. Электрические двигатели не дают ни шума, ни копоти, они, бесспорно, удобнее и совершеннее всех других», - написано 100 лет назад, в энциклопедии Брокгауза и Эфрона. Совсем не хочется прочитать в российских энциклопедиях примерно тоже про наш первый российский электроцикл родом из Кубани. Очень хочется пожелать ему счастливой судьбы!

Елена Крекнина

Оставить комментарий
Другие новости

Благодаря вмешательству «ОПОРЫ РОССИИ» предприниматель Константин Кузнецов освобожден из-под стражи в зале суда

В начале июня в Общероссийскую общественную организацию малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» поступило обращение Кузнецовой Ирины Анатольевны в интересах акционера АО «Архречпорт» Кузнецова Константина Александровича.

19 Июня 2018

Артем Рахмеев: "Если ты можешь не предпринимать, не предпринимай"

Артёму Рахмееву 27 лет и он является генеральным директором самого крутого боулинга в Тюмени. Производители оборудования для боулинга отправляют всех покупателей именно в Тюмень, чтобы посмотреть, как надо делать боулинг. Артем - первый герой программы "Точка опоры" Комитета "ОПОРЫ РОССИИ" по развитию молодежного предпринимательства.  

У Артёма были и успехи и неудачи, а сейчас через его заведение проходит 100 тысяч посетителей в год! С точки зрения предпринимательства он сделал проект, который сегодня пользуется огромным успехом и готовится к тиражированию на всю страну.


14 Июня 2018