АНТИКРИЗИСНЫЙ МОНИТОРИНГ «ОПОРЫ РОССИИ»

16 Марта 2015

«ОПОРА РОССИИ» представляет итоги антикризисного мониторинга субъектов малого и среднего предпринимательства в России. В опросе приняло участие 400 субъектов МСП различных видов экономической деятельности. У 55% респондентов средняя численность работников  составила от 1 до 15 человек, у 34 % - от 16 до 100, а 5 % - самозанятых.

У большинства индивидуальных предпринимателей (67%) и юридических лиц (49,5%) средняя численность работников составляет от 1 до 15 человек. Если судить в целом, то треть опрошенных субъектов МСП негативно оценивают состояние своего бизнеса, около половины (45%) не могут дать ни положительную, ни отрицательную оценку.

В то время как в перспективе половина респондентов пессимистично настроена относительно состояния своего бизнеса на ближайший месяц, и лишь 29% считаю, что состояние улучшится.

Мониторинг показал, что для большинства субъектов МСП (71%) сокращение издержек является основным приоритетом на ближайший месяц. Сокращать персонал собираются 25% респондентов, расходы на заработную плату – 24%. Помимо вышеуказанных приоритетов субъекты МСП собираются изменить ассортимент (29%), провести переориентацию бизнеса (24%), привлечь заемные средства (24%) и проч.

 

Кризис вызывает изменения во внешнем окружении компаний, связанные с доступностью финансовых средств, персонала и недвижимости, поведением покупателей и поставщиков, административным и криминальным давлением. Изменения во внешнем окружении затрагивают различные аспекты деятельности самих компаний: меняются объемы продаж и рентабельность, компании реагируют изменением численности и зарплат сотрудников, изменяют отпускные цены и объемы задолженностей.

Почти треть (28%) предпринимателей сократили численность своих работников.  Уровень заработной платы сократился у 28% субъектов МСП, против роста лишь у 11%. Вместе с этим, о проблеме поиска производственного персонала говорит 66% опрошенных предпринимателей, при этом ситуация за последние три месяца не менялась в 60% случаев, а ухудшилась в 21%.

При увеличении отпускных цен на товары и услуги и снижении объема продаж у 60% респондентов, в свою очередь рентабельность товаров и услуг сократилась у 73% респондентов.

 

В сложившейся ситуации 23% субъектов МСП имеют просроченные платежи и задолженности преимущественно перед поставщиками, по аренде и коммунальным платежам, по налогам и проч. При этом критичными задолженностями респонденты считают задолженности перед поставщиками и задолженности по заработной плате. В целом за последние три месяца у 36% опрошенных субъектов МСП наблюдался рост просроченных платежей (только у 6% сократился).

Более половины (63%) респондентов отмечают наличие задолженности по платежам со стороны покупателей. При этом только 19% оценивают объем данных задолженностей как значительный и огромный, но 44% - как небольшой и умеренный. В целом данный объем за последние три месяца у 32% предпринимателей увеличился, сокращение наблюдали только 12 % респондентов.

Мониторинг выявил три основные проблемы для предпринимателей в сложившейся экономической ситуации:

  1. ослабление рубля и инфляция;
  2.  спад спроса на продукцию;
  3. дефицит финансовых ресурсов.

При этом необходимо отметить, что более половины предпринимателей (53%) оценивают спрос как умеренный, и только 28% - как достаточно и крайне низкий. Вместе с тем, сокращение спроса на товары и услуги за последние три месяца наблюдалось у 61% опрошенных предпринимателей.

Треть респондентов (31%) привлекали заемные средства в последние несколько месяцев, однако трети из них (29%) отказали в выдаче кредита: половине банк не указал причину отказа, в четверти случаев компания не смогла предоставить необходимый залог или достаточные гарантии возврата кредита. Важно отметить, что более половины (73%) опрошенных предпринимателей, которые привлекали заемные средства, считают, что сейчас это сделать сложно или практически невозможно.

Большинство опрошенных предпринимателей (80%) отмечают увеличение ставки по кредитам за последние три месяца. Средняя ставка по кредиту составила 23,5%. При этом минимальная ставка составила 7%, а максимальная – 45%. Максимальный срок кредитования составил 10 лет, в то время как минимальный – 1 месяц. В среднем данный показатель составил 3 года.

 

Большинство опрошенных предпринимателей (57%) говорят о высоких ценах на продукцию поставщиков. Одновременно с этим 86% респондентов наблюдали рост цен на продукцию и услуги поставщиков за последние три месяца. По мнению трети опрошенных субъектов малого и среднего предпринимательства (35%) условия поставок, предлагаемые поставщиками, оцениваются как жесткие и очень жесткие, против 18%, которые отметили их как гибкие и очень гибкие. Вместе с этим, в 55% случаев за последние три месяца данные условия ужесточились, а смягчились в 5%.

Стоимость арендных платежей выросла для трети опрошенных предпринимателей (39%), при этом снижение отметили только 7% субъектов МСП.

Ситуация с конкуренцией обстоит следующим образом: 66% респондентов говорят о сильной конкуренции в своих отраслях, при этом  за последние три месяца усиление конкуренции отметили 34% (6% говорят об ослаблении конкуренции).

Количество проверок за последние три месяца не изменилось у 80% опрошенных субъектов МСП, только 18% говорят об их увеличении.

В целом, можно говорить, что сильнее всего от сложившейся в стране ситуации пострадали следующие отрасли:

  • Мелкая розничная и оптовая торговля: рост цен на продукцию и услуги поставщиков за последние три месяца наблюдали 97% опрошенных предпринимателей; сокращение отпускных цен на продукцию и услуги – 92%.
  • Строительство: сокращение объема продаж и рентабельности продукции и услуг у 73% респондентов; 70% говорят об очень достаточной сильной конкуренции в отрасли с усилением конкуренции за последние три месяца в 57% случаев.
  • Бытовые услуги: сокращение объема продаж (70%) и рентабельности продукции и услуг (74%).

Также в данных отраслях наблюдалось снижение спроса на продукцию и услуги, ужесточение условий поставок, осуществляемых поставщиком, повышение стоимости арендных платежей, сложность в поиске производственного персонала и проч.

Необходимо отметить, что большинство предпринимателей (65%) оценивают эффект от усилий федерального правительства по борьбе с кризисом как нулевой, и четверть – как отрицательный.

Опрошенные предприниматели считают следующие меры наиболее эффективными по борьбе с кризисом:

  • не повышение тарифов;
  • отсрочка налоговых платежей или налоговые каникулы;
  • кредитование субъектов МСП;
  • снижение (не повышение) административного давления;
  • повышение доступности государственного и муниципального заказа.

 

Оставить комментарий
Другие новости

Александр Калинин: У «ОПОРЫ РОССИИ» есть конкретные предложения по «обелению» нелегального бизнеса

В ходе дискуссии на тему: «Налоговая система России: образ будущего», прошедшей в рамках Гайдаровского форума, президент «ОПОРЫ РОССИИ» Александр Калинин затронул вопросы совершенствования налоговой системы страны.

18 Января 2018

"ОПОРА РОССИИ" поддерживает законопроект о запрете на возврат продукции, нереализованной по истечении определенного срока

В Госдуму внесен законопроект, который на законодательном уровне вводит запрет на возврат продукции, нереализованной по истечении определенного срока. В первую очередь поправки коснутся взаимоотношений ритейла с поставщиками продовольственной продукции. 
17 Января 2018

Глава «ОПОРЫ РОССИИ» выступил на заседании Общественного совета при Министерстве финансов Российской Федерации

Александр Калинин призвал устранить серьезные административные барьеры, возникающие при выполнении требований маркировки, предъявляемых к отдельным группам товаров.  

29 Декабря 2017