Александр Калинин: Если фискальная нагрузка является достаточно высокой, то важнейшим инструментом роста может быть именно налоговое стимулирование бизнеса на инвестиции

9 Июля 2018

Президент «ОПОРЫ РОССИИ» выступил на парламентских слушаниях в Госдуме России, посвященных вопросам бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики до 2021 года.

Из выступления президента «ОПОРЫ РОССИИ» Александра Калинина на парламентских слушаниях в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации по основным направлениям бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов 

В целом основные направления бюджетной, налоговой и таможенной политики представляют единый комплексный документ, важный как для бизнеса, так для общества в целом.

Главное, на что мы хотели бы обратить внимание. И разработчики аналитического материала, и экспертное сообщество, и бизнес-объединения говорят о том, что уровень фискальной нагрузки на экономику (33,28% к ВВП) у нас выше среднего во многом. А если сравнивать этот показатель с нашими соседями, которые находятся в едином экономическом пространстве, это, к примеру, Казахстан (18,6%) или Армения (21,2%), то у нас он существенно выше.

Понятно, что государство берет на себя значительные социальные обязательства, но ключевым, с нашей точки зрения, является понимание того, что если фискальная нагрузка, в том числе на бизнес, является достаточно высокой, то важнейшим инструментом роста является именно налоговое стимулирование бизнеса на инвестиции. В этом плане мы поддерживаем и считаем очень важным, чтобы действительно с 1 января 2019 г. налог на движимое имущество был отменен. Я только что вернулся с Уральского федерального округа, где в особенности промышленники говорят: «Ну почему я должен платить за станки, за технологии, которые я только что оплатил полным рублем, потому что они дорогие, поставил на баланс, я еще ничего не произвел, уже я должен заплатить налог на движимое имущество». Это принципиально важное мероприятие, мы его очень широко обсуждали, в том числе на площадке Комитета Госдумы России по бюджету и налогам, Минфина России. Я считаю, нас услышали, и я призываю депутатов поддержать бизнес и найти другие источники для регионов. Тем не менее, налог на модернизацию препятствует экономическому росту и точно должен быть отменен.

Вводится больше оснований для регионов для инвестиционного налогового вычета. Регионы могут и должны определиться с приоритетными для развития отраслями и предоставить такие вычеты инвесторам.

Наконец, выполнено поручение Президента России в части ограничения коэффициентом 0,6 налога на имущество, прежде всего, для физических лиц, а это десятки миллионов наших граждан, и для 3-х миллионов индивидуальных предпринимателей, что является справедливым, потому что мы фиксировали во многих регионах значительный рост налога на имущество от кадастровой стоимости.

В проекте также заложен специальный налоговый режим для самозанятых граждан в виде налога на профессиональный доход для физических лиц, не имеющих наемных работников, в том числе самозанятых граждан. По этому вопросу мы имеем во многом общий с Минфином России, с Минэкономразвитием России подход к тому, что это должен быть необременительный режим, который включает в себя всё. Больше ничего человек не должен будет – ни отчеты сдавать, не взносы платить дополнительные. Но он должен получить легальный пакет человека, которого защищает закон, если он ведет легальную профессиональную деятельность. И хорошо, что эксперимент начнется в четырех регионах. Мы получим обратную связь и сможем что-то исправить, прежде чем внедрять на всей территории Российской Федерации.

Но у нас вызывают глубокую озабоченность следующие новации.

Конечно, мы не поддерживаем увеличение ставки по налогу на добавленную стоимость с 18 до 20%. У нас итак высокая нагрузка на фонд оплаты труда, и этим решением она будет еще дополнительно увеличена.

Неналоговые платежи. Что нас беспокоит? Если просто взять и неналоговые платежи перевести в налоговые, мы кроме как ужесточения администрирования для бизнеса и ужесточения уголовного преследования, ничего не получим. Поэтому дискуссии по вопросу включения таких платежей в Налоговый кодекс РФ или в отдельный нормативный правовой акт нужно продолжить.

Наконец, помимо того, что мы приветствуем принятие таких национальных проектов, как «Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», «Экспорт», «Повышение производительности труда», нужно сохранить то что работает.

В частности, мы говорим, что нагрузка на фонд оплаты труда высокая. С 1 января 2019 г. завершат свое действие льготные страховые платежи для субъектов МСП в области производства, инновационной сферы, медицины, для социально ориентированных НКО. Потери для бюджета – не более 2-х млрд рублей в год. Мы написали соответствующее обращение в адрес Председателя Правительства РФ, и он написал, что согласен с сохранением этих льгот. Но это надо сделать, иначе мы опять придем к тому, что люди начнут уходить в серую зону.

Валютный контроль. Мы точно считаем, что пороги по нему необходимо увеличить в 10 раз. Ну что такое паспорт сделки на 3 млн рублей и на 6 млн рублей? Мы призываем увеличивать экспорт, а, с другой стороны, мы заставляем заполнять кучу бумаг, наказываем серьезным штрафом, иногда за отклонение в 10 долларов США в рамках валютного контроля.

Я поддержу мнение Председателя Счетной палаты РФ Алексея Леонидовича Кудрина. Если бы цена отсечения все-таки была бы 45 долларов США за баррель нефти, а не 40 долларов США, как заложено сейчас, мы бы могли больше денег в бюджет найти не в реальном секторе экономики, а использовать благоприятную рыночную конъюнктуру. Тем более задел по цене на нефть позволяет это сделать.

Что касается неналоговых вопросов. Об этом тоже сегодня говорил председатель Комитета Госдумы России по бюджету и налогам Андрей Михайлович Макаров, и я рад, что Председатель Правительства РФ нас услышал, есть соответствующий протокол. Нам нужно в школах ввести курс «Основы предпринимательской деятельности». Наши европейские коллеги (например, в Чехии) это уже сделали и получили принципиально другую молодежь, которая не боится заниматься малым бизнесом. Соответствующий эксперимент уже делают в Ульяновской области. Через три года мы получим выпускников, которые будут знать, что такое трудовое законодательство, что такое налоги Российской Федерации и почему их нужно платить. Они не будут бояться идти в малый бизнес. 

Благодарю за внимание!

Оставить комментарий
Другие новости

Утвержден перечень поручений Премьер-министра Российской Федерации Дмитрия Медведева по итогам встречи с представителями малого и среднего бизнеса в Перми

2 апреля Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев провел встречу с представителями бизнес-сообщества Пермского края по вопросам поддержки малого и среднего бизнеса. По итогам встречи Председателем Правительства РФ приняты решения и утвержден перечень поручений профильным министерствам и ведомствам, а также ведущим бизнес-объединениям и государственным корпорациям России.

19 Апреля 2019

Представители «ОПОРЫ РОССИИ» приняли участие в мероприятиях первого дня V Ялтинского международного экономического форума

18 апреля в рамках первого дня юбилейного Ялтинского международного экономического форума представители «ОПОРЫ РОССИИ» приняли участие в работе нескольких тематических сессий и дискуссий. Официальным партнером форума выступает Российский национальный коммерческий банк.

18 Апреля 2019

На полях ЯМЭФ «ОПОРА РОССИИ» защищала режим самозанятых и предложила меры поддержки среднему бизнесу

В первый день Ялтинского международного экономического форума «ОПОРА РОССИИ» выступила организатором панельной сессии «Реализация национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», модератором которой выступил Президент «ОПОРЫ РОССИИ» Александр Калинин. По его словам налоговый режим для самозанятых будет популярным среди россиян. Официальным партнером форума выступает Российский национальный коммерческий банк.

18 Апреля 2019