комитет по Новости

Меню раздела

Вопрос об энергосбережении и повышении энергетической эффективности - первый в повестке заседания Правительства РФ

Во вступительном слове Председатель Правительства РФ обозначил основные векторы дальнейшего развития отрасли:

1.  Корректировка системы государственного управления в области энергосбережения и повышения энергоэффективности, настройка механизмов господдержки, стимулирования частного бизнеса.

2. Повышение эффективности реализации региональных и муниципальных программ энергоэффективности. Привлечение инвестиций в энергоэффективность на региональном уровне.

3. Обновление номенклатуры товаров, закупаемых для государственных и муниципальных нужд, с учетом жёстких требований по энергоэффективности с целью поддержки российских производителей энергоэффективного оборудования.

4. Информационная поддержка и пропаганда процесса энергосбережения и технологий повышения энергетической эффективности.

«Если говорить в целом, бюджетная сфера может быть лидером в плане энергоэффективности. А сейчас все эти неэффективные расходы, естественно, висят на бюджете, создают дополнительную нагрузку на бизнес, а в конечном счёте возникают в платёжках за жилищно-коммунальное хозяйство, за электричество, и наши граждане и успешные предприятия вынуждены оплачивать чью-то бесхозяйственность из собственного кармана», - отметил Дмитрий Медведев.

 Министр энергетики РФ Александр Новак начал свой доклад, отметив темпы достижения целевых показателей (снижение на 40% энергоёмкости ВВП к 2020 году): «Несмотря на то что темпы снижения энергоёмкости в последние годы у нас достаточно высокие, на уровне среднемировых (в этом году мы ожидаем 1,7% снижения), в целом за этот период (с 2008 года) у нас общее снижение составит всего 13%».

 Александр Новак обозначил основные направления, по которым сейчас реализуется политика энергоэффективности и энергосбережения:

1.Формирование системы государственного управления энергосбережением, внедрение системы энергоменеджмента на уровне государства, которая, согласно международному опыту, позволяет дополнительно повысить энергоэффективность до 5%. Важнейшие элементы здесь: отраслевая ответственность, ключевые показатели энергоэффективности.

2.Внедрение технологического и экологического регулирования в вопросах энергосбережения. К этому направлению относится внедрение наилучших доступных технологий, энергоэффективных стандартов строительства, требований к оборудованию.

3.Формирование экономических стимулов для проектов в сфере энергоэффективности и обеспечение их финансирования.

4.Популяризация энергосбережения.

Министры энергетики и экономического развития РФ предложили Дмитрию Медведеву рассмотреть вопрос о возможности возврата к такой системе стимулирования привлечения инвестиций, как государственное софинансирование проектов в субъектах РФ путем выделения субсидий регионам.

Также А. Новаком предложено закрепить подготовку ежегодного доклада о состоянии энергосбережения за Министерством экономического развития (в настоящий момент за подготовку доклада отвечает Министерство энергетики).

Министр экономического развития Максим Орешкин в своем докладе также обозначил некоторые итоги политики в области энергосбережения последних лет: «Главное здесь, что вне зоны действия госпрограмм до сих пор остаются наиболее энергоёмкие сферы экономики: бюджетная сфера, промышленность, транспорт. Идёт последовательное сужение госпрограммы. С 2014 года из неё выпали все сектора, кроме ТЭК. Снизилось финансирование программы: с 2016 года снижение в три раза. В результате эффект от реализации программы составлял в среднем 0,7% в год, что, к сожалению, мало».

По мнению М. Орешкина, ключевыми моментами для исправления ситуации в отрасли являются внедрение современных технологий и модернизация оборудования в сфере производства, передачи и использования энергоресурсов. Ресурс для таких инвестиций - новая инвестиционная программа в электроэнергетике (ДПМ-2), реформа рынка тепла и внедрение бенчмаркинга типовых затрат у естественных монополий.

Максим Орешкин обозначил готовность до конца года представить в Правительство доработанный план повышения энергетической эффективности экономики Российской Федерации, и обозначил основные его направления:

1. Работа по снижению потребления энергии в бюджетной сфере, госкомпаниях, ЖКХ, в том числе за счёт использования механизма бенчмаркинга.

2. Снижение потерь при передаче энергии, в том числе за счёт введения нормативного уровня потерь.

3. Повышение эффективности при производстве энергии за счёт использования наилучших доступных технологий.

«Реализация такого комплексного плана позволит России не просто выйти на заданные показатели энергоэффективности, а, как я говорил, в целом окажет положительное влияние и на экономику страны, и на бюджет, в частности. Мы должны будем увидеть рост конкурентоспособности за счёт снижения себестоимости продукции, технологическое обновление в проблемных секторах, в том числе в жилищно-коммунальном хозяйстве. Достигнем заданных целей по Парижскому соглашению. И конечно, высвобождающиеся энергоресурсы будут способствовать дополнительному экономическому росту. Мы вместе с Минэнерго готовы взять ответственность за реализацию такого плана», - подытожил Максим Орешкин.

Законодательно закрепить на уровне Федерации требования по энергосбережению при капитальном ремонте жилых многоквартирных домов в своем выступлении предложил губернатор Тюменской области Владимир Якушев, доложивший о системном подходе при проведении государственной политики в сфере энергосбережения в своем регионе.

Напомним, что в июле на площадке «ОПОРЫ РОССИИ» в рамках расширенного заседания Комитета по энергоэффективности и энергосбережению прошло первое общественное обсуждение проекта Комплексного плана повышения энергетической эффективности экономики Российской Федерации, и рекомендации по итогам этого заседания, учитывающие интересы бизнес-сообщества, направлены разработчикам.

Председатель Комитета по энергоэффективности и энергосбережению «ОПОРЫ РОССИИ» Александр Борисов комментирует: «Сегодня мы видим некоторые результаты того, что поднимаемые профессиональным сообществом, в том числе нашим Комитетом, проблемы активно обсуждаются правительством в поисках решений. Ведь долгое время проблемы просто замалчивались, а процесс естественного старения энергетических инфраструктур в отсутствие притока инвестиций протекал параллельно с нерациональным использованием ресурсов. Сейчас тенденция начинает меняться; надеюсь, что следующим шагом станут реальные действия, и мы сможем изменить техническую политику нашей энергосистемы и выйдем на путь инновационной модернизации и оптимизации».